Экология этнических культур Сибири стр.1

Экология этнических культур Сибири стр.1

В сборнике рассматриваются этнические традиции сибирских народов в экологическом аспекте: социально-экономическое и культурное развитие, жилище, транспорт, одежда, хозяйство, народное искусство и педагогика. На материалах культурного наследия коренного населения Сибири авторы статей стремятся определить этнические показатели культуры, позволившие этим народам на протяжении многих веков обеспечивать оптимальные условия существования этноса. Традиции народов Сибири образуют неповторимый культурный комплекс, являющийся ныне уникальным наследием коренного населения, с которым они входят в XXI век.

Экология этнических культур Сибири

Ч. М. Таксами

НАРОДЫ СИБИРИ В XX ВЕКЕ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Народы Сибири в своем историческом развитии создали самобытную культуру оленеводов, скотоводов, охотников, рыболовов и морских зверобоев. Возникла эта своеобразная цивилизация в суровых природно-климатических условиях. Исследователей интересует вопрос: каким образом народы Сибири сумели освоить огромную территорию и сохранить уникальную культуру, какую роль играет эта культура, в том числе в жизни современных сибирских народов? Все, кто знакомится с традиционной культурой коренных народов Сибири, с обостренным чувством тревоги пытаются представить себе будущность этой культуры и историческую судьбу ее носителей. Проблема эта волнует ученых ряда поколений и сегодня, как и много лет назад, остается актуальной. В какой-то степени ее можно раскрыть, изучая историческую обстановку, в которой проходила жизнь народов Сибири в XX в., а также этнокультурную ситуацию этого периода в Сибири.

Сибирь — огромная территория России, занимающая пространство между Уралом и Тихим океаном, площадь которой равна почти 2/3 Российской Федерации. Ко времени прихода русских и включения этой территории в состав русского государства в XVII в., здесь проживали коренные народы и ныне существующего этнического состава.

Современные сибирские народы являются сложными образованиями — двухкомпонентными, многослойными и, естественно, разновременными. Думаю, что многие исследователи правы, объясняя это явление как результат длительных миграционных процессов, как дивергентное развитие этнических образований и т. д. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на сложные этнические процессы, население Сибири в XVII в. в основном не только четко представляло свою принадлежность к тому или иному роду, но и осознавало близость к определенной группе племен, противопоставляя себя соседям с иным языком и культурой. Это позволило русской администрации в боль-

шинстве случаев правильно отличать сибирские народы друг от друга и называть их соответствующими этнонимами, сохранившимися и поныне.

В историко-культурном отношении народы Сибири разделяются на два региона: южный — область древнего скотоводства и земледелия и северный — область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства и оленеводства.1 К первому относятся многочисленные народы, проживающие в основном в Южной Сибири — буряты, якуты (саха), алтайцы (алтай-кижи), хакасы, тувинцы и др. Здесь уместно отметить, что, хотя территория расселения якутов простирается далеко на север, они сохраняют хозяйственный уклад, сформированный в тюркоязычной среде в Южной Сибири. Ко второму, северному региону относятся народы, выделенные как малочисленные народы Севера — саамы (лопари), ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), селькупы (остяки-самоеды), кеты (енисейские остяки), нганасаны (тавгийцы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), долганы, нанайцы (гольды), негидальцы (негда), орочи, нивхи (гиляки), чукчи (лауроветланы), коряки (нымыланы), ительмены, эскимосы (юиты), алеуты (унанганы) и др.


Оглавление |Следующая страница ⇒