Экология этнических культур Сибири стр.100

Экология этнических культур Сибири стр.100

Среди хантов и манси оленей имеют только северные группы, причем у хантов принято ездить на оленных нартах в любое время года, а у манси — лишь зимой. Верхом на олене обские угры не ез-

Такая широко распространенная в Западной Сибири блочная система запряжки на Северо-Востоке не применяется, чукчи и коряки тяж прикрепляют к нарте намертво.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 9. Соединение тяжа с передком нарты при помощи блоков. Ненцы. (МАЭ, № И1162-64).

дили. В наши дни оленный транспорт используется охотниками на промысле для переездов на большие расстояния, а также является непременной принадлежностью жизни оленеводов, которые ездят в упряжках при окарауливании стад и приезжают на оленях в поселок. На одну мансийскую оленеводческую бригаду приходится до 20—25 нарт. 12

Кеты используют оленный транспорт в наши дни довольно редко, в единичных случаях. Оленеводство у них всегда было малочисленным и бытовало только среди северных групп (подкаменнотунгусские кеты оленеводства не знали). Оленей использовали лишь зимой в упряжках как транспорт во время охотничьего промысла.13

Восточная Сибирь. Если у чукчей и коряков, а также у ненцев и соседних с ними народов распространен только нартенный вид оленьего транспорта, что связано с особенностями их оленеводства тундрового типа и с проживанием в открытых безлесных пространствах Крайнего Севера, то для народов Восточной Сибири (эвенков, эвенов, долган, северных якутов, юкагиров) характерно более разнообразное использование оленя в качестве ездового животного, не

Федорова Е. Г. Элементы традиционного в современных хозяйственных занятиях северных манси // Культурные традиции народов Сибири. Л.. 1986, С. 143, 153—154.

13 Алексеекко Е. А. Кеты: Исторнко-этногр. очерки. М., 1967. С. 67.

только в упряжке, но и под седлом и вьючно. Одновременное бытование обеих транспортных форм — нартенной и вьючно-верховой — сложилось исторически при освоении восточно-сибирскими народами разных ландшафтных зон — тайги, лесотундры, тундры. Выочно-верховое передвижение на оленях предшествовало упряжному. Носителями вьючно-верховой традиции являются тунгусские народы — эвенки и эвены, исконные обитатели сибирской тайги, в труднопроходимых лесах которой езда на нартах малопригодна, а порой и невозможна. Поэтому вьючно-верховое использование оленя во всех районах Восточной Сибири по основным признакам сходно с эвенкийским. Постепенное заселение лесотундровых и тундровых районов, сопровождавшееся контактами с чукчами и коряками на востоке и с самодийскими народами на западе, привело к распространению нартово-упряжного оленного транспорта, более удобного и экономичного в условиях открытых пространств, который со временем стал представлен в Восточной Сибири практически всеми своими видами — как заимствованными (ненецким и чукотско-корякским), так и самобытным, эвенкийско-якутским.

В жизни эвенков и эвенов олень как ездовое животное играет первенствующую роль. "Всадниками на оленях" называют эвенков чукчи, выделяя этим самую характерную черту тунгусской культуры, не свойственную им самим. Таежный эвенкийский олень крупнее и массивнее более мелкого тундрового |4, но даже его позвоночник может не выдержать веса всадника, если положить седло, как лошади, на середину спины. Поэтому седло как верховому, так и вьючному оленю эвенки кладут обязательно на лопатки (рис. 10), и тогда он легко везет груз в 40—50 кг. Эвенкийский взрослый тренированный олень выдерживает вес до 55—75 кг.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒