Экология этнических культур Сибири стр.101

Экология этнических культур Сибири стр.101

Оленье седло представляет собой две продолговатые подушки, внутрь которых вставлены плоские продольные дощечки — полки, скрепленные роговыми или деревянными дужками — луками. Седло крепится одной подпругой и не имеет стремян.

Вьючные и верховые седла различны у разных групп эвенков. У восточных групп (к востоку от Лены-Витима) вьючные седла имеют высокие и широкие деревянные луки, как правило, орнаментированные. Полки таких седел плотно обтянуты шкурой мехом внутрь (рис. 11). У подкаменнотунгусских и части илимпийских эвенков обшивка вьючного седла сделана в виде свисающего мешка, простеганного ниже полок. К западу от Енисея вьючные седла маленькие, без обшивки, с роговыми луками.

ские) на вьючном седле перевозят не только грузы, но и пользуются им для верховой езды, так как не знают верхового седла. Ездить верхом на вьючном седле утомительно, так как ноги свешиваются из-за отсутствия стремян. Значительно комфортнее ездить на специальном верховом седле, которое распространено у большинства восточных

Олени чукотской и ненецкой пород самые мелкие в Сибири, и народы, владеющие ими, не ездят верхом.

Некоторые эвенки

Экология этнических культур Сибири

олекминские, витим-

Рис. 10. Седло кладется оленю на лопатки. Эвенки. (Фото Н. В. Ермоловой).

Рис. 11. Вьючное седло восточных эвенков. (Фото Н. В. Ермоловой).

12 Экология этнических культур

Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 12. Езда на верховом седле с "крылышками". Эвенки. (Фото Н. В. Ермоловой).

эвенков, расселенных между р. Олекмой и Охотским морем. Такое седло максимально приспособлено для езды на олене. Конструктивно оно отличается от вьючного тем, что к середине его полок, перпендикулярно к ним, прикреплены так называемые крылышки — выступающие в стороны пластинки или дужки. Полки вместе с "крылышками" обшиты шкурой мехом внутрь в виде мешков, 15 внутрь которых набита шерсть. При посадке на таком седле ноги согнуты в коленях под прямым углом, что делает езду даже без стремян вполне удобной (рис. 12). Встречаются у эвенков, главным образом у севе-роилимпийских, нелькано-аянских, части витимо-олекминских, еще один тип верхового седла, менее удобный по сравнению с предыдущим, — седло с планками. К полкам такого седла вместо "крылышек" продольно прикреплены узкие планки, обшивка такая же, как у седла с "крылышками". В целом седло имеет вид плоской и очень толстой подушки.

На каждого верхового или вьючного оленя надевают недоуздок — ремень, состоящий из петли-оброти с двумя ремешками, завязывающимися за рогами оленя, и поводка для управления. На оброть пришивают кисточки и ровдужную бахрому, чтобы олень, махая головой, отгонял ими гнус. Подходят к оленю, вьючат и седлают его, а также садятся на него всегда с правой стороны, поводок тоже проходит

В настоящее время часто вместо шкуры обшивают брезентом.

справа. Садятся на оленя с наскока, левой рукой опираясь на переднюю луку седла, а правой — на палку, которая служит посохом при езде.

Езда верхом на олене требует большой сноровки и особых навыков, отличающих ее от передвижения верхом на лошади. Обучаются езде на олене с раннего детства. Маленьких детей при перекочевках перевозят в специальной колыбели, которую уравновешивают на вьючном седле одной вьючной сумой. С трех-четырех лет малышей усаживают в детские седла с ограничениями из досок по обеим сторонам седла. Такие седла бытуют до сих пор. Лет с пяти ребенок расстается с детским седлом и ездит самостоятельно на обычном взрослом седле, желательно меньшего размера. Завьючивая оленя, эвенки кладут на него небольшой коврик из оленьей шкуры, чтобы вьюки не натирали бока, на коврик — седло и затем через седло перекидывают две переметные (вьючные) сумы, тщательно уравновесив их одну относительно другой (рис. 13). Сумы бывают двух видов: 1) мягкие — из камусов или из шкур с головы оленей, причем шкурки при сшивании направляют шерстью вниз, чтобы вода стекала, не проникая внутрь; 2) твердые — в виде берестяных коробов, обшитых ровдугой или камусами. Для защиты от дождя сумы покрывают ковриком — кумаланом, сшитым из оленьих головных шкур, из камусов, из сукна или из брезента (в последние годы). Весь вьюк вместе с седлом затягивают одной подпругой поперек живота оленя.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒