Экология этнических культур Сибири стр.102

Экология этнических культур Сибири стр.102

Завьюченных оленей ставят в караван в определенном порядке гуськом друг за другом. Поводок от головной веревки каждого последующего оленя привязывают к седлу предыдущего, первым идет верховой олень. При перекочевках караван традиционно ведет женщина. За ее верховым следует олень с детской колыбелью, за ним — олень с постельными принадлежностями, затем олени с прочим скарбом. В один караван включают около 10 оленей. В таежной местности количество их уменьшается до 5—7, так как олени задевают вьюками за деревья и обрывают ремни.

Верхом и с вьюком как эвенки, так и эвены традиционно ездили и продолжают ездить в течение всего года. Но в зимнее время теперь во многих районах, прежде всего в тундре и лесотундре, предпочитают пользоваться нартами, которые стали входить в их жизнь примерно с середины прошлого века. Преимущества санного способа зимней перевозки грузов очевидны. Если обычный вес вьюка составляет от 20 до 40 кг, то на нарту грузят 100—160 кг, а по хорошей гладкой дороге — до 200 кг. Вьючные олени движутся со скоростью 3—4 км в час, а нартенные — 12—13 км в час.

Нарты у эвенков и эвенов различны по типу, в зависимости от того, какого они происхождения. В западных районах расселения, в Красноярском крае, в Томской и Тюменской областях, у эвенков нарты ненецкого типа — высокие, с пазовым креплением, но в отличие от ненецких с так называемым бараном — горизонтальной дугой, укрепленной на передке нарты, которая служит для предохранения от поломки при столкновениях с деревьями. Упряжка всегда парная, тяж один на двух оленей; он может быть перекинут через баран или

Экология этнических культур Сибири

Рис. 13. Вьючные сумы, приготовленные для перекочевки. Эвенки. (МАЭ. № И1542-103).

продет через блоки, привязанные к головкам полозьев. Садятся на нарту в отличие от ненцев с правой стороны, поводок также проходит справа. Хорея не употребляют.

На Камчатке и Чукотке, в местах, пограничных с чукчами и коряками, эвены пользуются дугокопыльными нартами, заимствованными у них вместе со всей оленьей упряжью.

Восточные группы эвенков, а также эвены на севере Якутии используют нарты и упряжку якутского типа, распространенные у северных якутов и части долган. Такие нарты (они будут рассмотрены ниже, при описании якутов) применяются эвенами в бассейнах Яны и Индигирки и эвенками в районе р. Олекмы. Сидят на них, вытянув вперед ноги. Для эвенков, расселенных на восток от Олекмы до Охотского моря (верхнеалданские, зейские, буреинские, амгунские) характерен особый вариант этой нарты на двух или трех парах изогнутых копыльев, изготовленных из корней с естественным изгибом. В отличие от чисто якутского варианта на нарте нет оплетения ремнями и сидят на ней всегда верхом. В последние годы копылья делают прямыми, но при этом доски настила в средней части с боков вырезают, чтобы можно было сидеть верхом (без этого выреза прямые копылья в отличие от изогнутых не позволяют садиться верхом). На сиденье кладут мешок с мягкими вещами и сидят на нарте, как верхом на олене, ноги ставятся на полозья за второй парой копыльев. Упряжка парная, тяж перекинут через баран. Погоняют оленей длинной плетью с деревянной рукояткой.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒