Экология этнических культур Сибири стр.103

Гардеробные из массива на заказ изготовление.

Экология этнических культур Сибири стр.103

Оленеводство долган и северных якутов сочетает в себе традиции тунгусского верхового передвижения с нартово-упряжньш. Долганы и якуты ездили верхом обычно летом, а зимой — исключительно на нартах. Седла и способ ездить верхом — тунгусского типа. Верховое седло подобно эвенкийско-эвенскому с "планками", с небольшими роговыми или деревянными луками. У якутов и мужчины, и женщины употребляют одинаковые верховые седла, различающиеся только по величине. У долган такие седла являются мужскими, а женщины ездят на вьючных (грузовых). Вьючное седло массивнее верхового, подушки его толще и шире и луки высокие, широкие в виде вертикально поставленных неправильных пятиугольников или овалов, украшенных орнаментом. Долганы передние луки женских седел покрывали охрой, в нижней части их орнаментировали бисером и обшивали красным или зеленым сукном. На грузовых седлах передние луки обычно украшали оловянной инкрустацией. В наши дни такие отделки встречаются редко (рис. 14 а, б, в). Вьючные сумы мягкие, сшитые из камусов, долганские отличаются от эвенкийских большими размерами. Садятся на оленя верхом, как и эвенки, с правой стороны, опираясь при этом на посох. У мужчин посохи в виде простых палок без украшений. Женские посохи имели прежде железное коническое навершие в виде крючка, которым можно поправить упряжь или груз вьючных оленей, не спешиваясь поднять с земли упавший предмет и т. п. В настоящее время посохи с навершием стали большой редкостью.

У долган типы нарт в основном сходны с ненецкими и нганасанскими, 16 но имеются и нарты якутского типа — с низкими, прямо поставленными копыльями. Самодийскими, косокопыльными являются в большинстве случаев грузовые нарты, а также женские в западных районах расселения. При этом основным отличием долганских нарт от ненецких и нганасанских, так же как у эвенков, является "баран". 17 На прямокопыльной нарте ездят мужчины у западных долган и мужчины и женщины у восточных. Встречаются и грузовые прямокопыльные нарты. Нартенная упряжь подобна ненецкой — с системой блоков на месте соединения тяжей с нартой и поясами. Но есть и отличие: передовой олень запрягается и управляется вожжой справа, тогда как у ненцев и вообще везде в Западной Сибири существует левостороннее управление оленьей упряжкой. Садятся на нарту долганы также справа, как на верхового оленя.

У северных якутов в западном ареале их расселения (оз. Ессей, бассейны р. Хатанги и Оленека) бытуют нарты ненецкого типа, заимствованные от долган. В остальных районах распространены нарты так называемого тунгусо-якутского типа, или просто якутские, — прямокопыльные, с вязаным креплением. Эти нарты встречаются не

Считается, что именно у нганасан заимствовали долганы санную упряжь, а в старину ездили только верхом (Попов А. А. Оленеводство у долган. С. 189).

17 "Бараном" снабжаются также, как правило, косокопыльные самодийские нарты у манси, селькупов и кетов, что связано с их бытованием в лесотундровых и таежных районах, где в отличие от тундры деревья и кустарники мешают санной езде.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒