Экология этнических культур Сибири стр.104

Экология этнических культур Сибири стр.104

Рис. 14 а-е. Инкрустация оловом на передних луках вьючных седел. Долганы. (МАЭ. № И2003-130, 132, 133).

только по всей Якутии, но также и за ее пределами вплоть до Охотского побережья: у долган, эвенков и эвенов. Якутская нарта имеет три пары копыльев, прямо поставленных в отверстия на полозьях и соединенных с полозьями и нащепами 18 при помощи ремней и спе-

Нащеп — тонкая жердь, соединяющая верхние концы копыльев нарты.

Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 14 в. (Продолжение).

реди к концам полозьев и к основаниям первой пары копыльев привязан баран. Сзади укреплена дощатая спинка, по бокам нарты оплетены ремешками. Все детали массивные, хорошо выдерживающие тряску и удары (рис. 15). Поломка их в дороге обычно сводится к перетиранию ремней, которые быстро заменяются новыми. В этом их важное преимущество перед ненецкими нартами, скрепленными шипами. Упряжка парная, один тяж на двух оленей перекинут через баран. Упряжь передового имеет пояс. Так же как и долганы, северные якуты используют в качестве передовика не левого, а правого оленя, в чем сказывается эвенкийская традиция садиться на верхового оленя и седлать вьючного справа. Поводок, служащий вожжой, также проходит справа. И сидят на нарте справа, обычно боком, положив левую ногу на нарту и поставив правую на полоз. В этом положении ездок легко управляет нартой, выравнивая ее ход. Поводок наматывают на левую руку, а в правой держат длинный, от 2 до 3.5 м, березовый шест с роговым кольцом на переднем тонком конце, которым погоняют оленей. Легковые нарты отличаются от грузовых более тщательной отделкой, менее массивными полозьями, более тонкими и высокими копыльями и небольшой площадью настила. Настил в ездовых нартах покрывают шкурой, кумаланом или кладут на него мешок с мягкими вещами (рис. 16). Обычно соединяют в караван 5—6, редко более, нарт. После часа или двух часов езды оленям дают отдых на несколько минут. Перед отправкой в путь после остановок каюр сдвигает все нарты вперед, чтобы олени не сбили себе спины, дергая примерзшие

Рис. 15. Легковая карта тунгусо-якутского типа. Эвенки. (Фото Н. В. Ермоловой).

нарты. Садятся на нарты только тогда, когда они уже находятся в движении. 19

Тундровые юкагиры, живущие в междуречье Индигирки и Колымы в давнем соседстве с нижнеколымскими эвенами, используют оленей как в упряжке (зимой), так и для верховой езды (летом). Верхом ездят подобно эвенам. Верховые седла с "планками", грузовые — с высокими деревянными луками, без каких-либо украшений, вьючные сумы мягкие, из камусов дикого оленя. Оленьи нарты — характерной для чукчей и коряков конструкции, с гнутыми копыльями. 20

В Амуро-Сахаликском регионе, для населения которого оленеводство не было характерным из-за отсутствия пастбищ (живущие здесь народы были в первую очередь собаководами), олени в качестве транспорта использовались и используются благодаря сохранению в современных хозяйствах оленеводческого направления только у оро-ков. Вьючно-верховым способом ороки ездят круглогодично, зимой —

19 Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 70—73.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒