Экология этнических культур Сибири стр.106

Экология этнических культур Сибири стр.106

21 Антропова В. В., Левин М. Г. Упряжное собаководство // Историко-этногр. атлас Сибири. М.; Л., 1961. С. 62.

22 Федорова Е. Г.: 1) Основные виды современных средств передвижения манси Березовского района Тюменской области / / Годичная научная сессия института этнографии АН СССР : Краткое содержание докладов. Л., 1985. С. 26; 2) Элементы традиционного в современных хозяйственных занятиях северных манси // Культурные традиции народов Сибири. С. 142.

23 Алексеенко Е. А. Средства передвижения кетов // Сибирский этногр. 1961. Т. 3. С. 65.

24 Сем. Ю. А. Нанайцы : Материальная культура. Владивосток, 1973. С. 166; Лукина Н. В. Средства передвижения нарымских селькупов / / Учен. зап. Томского гос. университета. Томск, 1966. № 60. С. 108, 113.

25 М. Г. Левиным и В. В. Антроповой описаны различия в технике собаководства этих районов и на основе их выделены типы, представленные в "Историко-этногра-фическом атласе Сибири" (М.; Л., 1961. С. 61—62).

были вытеснены одним новым типом,26 за которым закрепилось название "восточносибирский". Главную роль в его создании и в распространении по Сибири сыграло русское старожильческое население. Быстрее всего — во второй половине XIX в. был вытеснен старинный ительменский тип собаководства на Камчатке. Амурский тип вышел из употребления позднее других, он сохранялся еще в начале XX в.

Восприятие восточносибирского типа практически всеми северными народами, которые пользовались собачьим транспортом, объясняется его усовершенствованностью по сравнению со всеми другими бытовавшими ранее формами. Во-первых, нарта этого типа обладает большей грузоподъемностью. Все старые виды ездовых нарт были рассчитаны на одного ездока, для одновременной перевозки нескольких человек и значительных грузов они были не приспособлены. 27 На восточносибирскую нарту кроме каюра (возчика) кладут груз в 2—3 ц в зависимости от количества собак и времени года, из расчета в среднем 25 кг на одну собаку. В отдельных случаях весной, в марте-апреле, когда хорошее скольжение, 10—12 собак везут до 5 ц груза. Упряжь восточносибирского типа также хорошо приспособлена для перевозки грузов. Тазовая упряжь Западной Сибири или шейная Амура-Сахалина сильно изнуряет собак, так как они тянут шеей или задней частью туловища. В восточносибирском типе упряжь грудная: собака тянет грудью и лучше расходует силы. Способ расположения собак — так называемая упряжка цугом — также имеет преимущества. Собаки впрягаются попарно, одна за другой, по обе стороны центрального потяга, лишь передовая может идти без пары. "Езда цугом, — пишет С. М. Успенский, — требует собак более «высокой квалификации», лучше обученных, чем при езде веером, она не так маневренна (нельзя, например, повернуть нарту круто в сторону), зато экономнее расходует собачьи силы. При цуговой упряжке на нарту можно положить больше груза, легче проехать по морскому льду".28

Исследуя причины, вызвавшие исчезновение всех видов нарт, кроме восточносибирского, и старых форм упряжи и упряжек, В. В. Антропова и М. Г. Левин отмечали, что "здесь в первую очередь следует учитывать развитие обменных отношений, вызванное проникновением русских товаров. В условиях изолированного существования в XVII—XVIII вв. разъезды с грузами были очень незначительными. Развитие обменных отношений с русскими подняло значение собачьего транспорта. Все старые виды ездовых нарт... оказались неприспособленными к новым практическим потребностям, когда нужно было перевозить одновременно несколько человек и значительные грузы. В этих усло-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒