Экология этнических культур Сибири стр.109

Экология этнических культур Сибири стр.109

Но более распространены восточносибирские нарты с вертикальной и горизонтальной дугами (рис. 18). Делают их ныне с применением новых методов. Вместо костяных пластинок, которые прикрепляли к полозьям весной во время наста для предохранения их от преждевременного износа и для лучшего скольжения, теперь прибивают железные. Копылья часто крепят к полозьям не ремнями, а гвоздями; верхние концы копыльев связывают попарно проволокой.41

На нарты садятся боком, держа ноги с одной стороны, в руки берут тормозную палку. Во время движения в нужное время выпрыгивают с нарт и бегут, держась за вертикальную дугу. Впрягают обычно от 5 до 13 собак в зависимости от цели поездки и от количества груза.42 При необходимости быстрой езды впрягают 7—9—11 собак, тогда нарта может развивать скорость до 50—60 км. Такие упряжки в наши дни используются для перевозки почты по ровной глади замерзшего Амура. Когда же охотник отправляется с нартами на промысел с большим грузом по глубокому снегу, то он запрягает как можно меньшее количество собак, чаще всего 3—4, так как при боль-

37 Сем Ю. А. Нанайцы. С. 168.

38 Смоляк А. В. Заметки по этнографии нивхов Амурского лимана / / Современное хозяйство, культура и быт малых народов. М., 1960. С. 122.

39 Еще не так давно на медвежьем празднике устраивали гонки на собаках.

40 Таксами Ч. М. Нивхи. С. 190.

41 Там же; Смоляк А. В. Заметки по этнографии нивхов Амурского лимана. С. 122.

42 Таксами Ч. М. Нивхи. С. 193.

Рис. 18. Крепление горизонтальной и вертикальной дуг на восточносибирской нарте. Нивхи. (МАЭ, № И203О-122).

шом их числе количество корма, необходимое им в пути и на промысле, не оправдывает затрат труда. 43

Наличие корма для собак во все времена влияло на положение ездового собаководства, в XX в. эта зависимость вкупе с воздействием технических средств транспорта привела к кризисному его состоянию. Масштабы упряжного собаководства на Нижнем Амуре начали сокращаться в первой четверти XX в. в результате роста товарности рыбы и перехода к ее засолке на продажу. При засолке рыбы никаких отходов в виде костяков, как это бывает при заготовке юколы, не остается. Таким образом, товарность рыболовства еще до революции вызвала сокращение на Амуре поголовья ездовых собак, для корма которых необходима рыба. Из-за уменьшения количества собак нивхи и нанайцы стали заводить лошадей. 44 В 1930-е г. местные власти выступили с требованием немедленной ликвидации собак, выражая к ним негативное отношение как к устаревшему и ненужному виду транспорта,45 требующему расхода большого количества красной рыбы. Но народы Амура и Сахалина до сего времени ездят на собаках, так как этот способ очень удобен — собаки идут быстрее лошадей и по любому бездорожью. В условиях суровых зим Сахалина и Амурского лимана, особенно в отдаленных и труднодоступных районах, где лошади и технические средства передвижения используются ма-

43 Сем Ю. А. Нанайцы. С. 171.

44 Смоляк А. В. Заметки по этнографии нивхов Амурского лимана. С. 98; Сем Ю. А. Нанайцы. С. 165.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒