Экология этнических культур Сибири стр.110

Экология этнических культур Сибири стр.110

45 Таксами Ч. М. Нивхи. С. 193.

Экология этнических культур Сибири

ло, нарты с собачьей упряжкой остаются незаменимым транспортным средством для рыбаков и охотников. Собачьими упряжками охотно пользуются также работники гидрометеослужбы, связи, живущие в небольших населенных пунктах. 46

Проблема заготовки кормов для собак остается острой. Возможность запасать корм в достаточном количестве является необходимым условием для сохранения собачьего транспорта. На Амурском лимане в 50-е гг. решили эту проблему следующим образом. Ежегодно в заездах, которые устанавливают для добычи кеты, погибает некоторое количество рыбы, залегающей в садках. Эту "снулую" рыбу местное население запасает в ямах, вырываемых на берегу. Хозяин, имеющий собак, запасает в ямах 400—500 штук "снулой" осенней кеты. Кроме того, собак кормят мясом и жиром морского зверя, юколой. Поэтому у нивхов лимана еще 20—30 лет тому назад нарты (ездовые и грузовые) имел обычно каждый хозяин. На собаках ездили в Николаевск даже из дальних селений.47

В настоящее время транспортное собаководство лучше сохраняется у нивхов на восточном побережье Сахалина и на Амурском лимане. Здесь пользуются собачьими упряжками для передвижения на 20— 30 км и более, запрягая по 7—8 и более собак.48 Проживающие здесь русские также содержат собачьи упряжки, имея по 4—6 собак, реже по 9—11.49 На Амуре нивхи, ульчи и нанайцы, обычно старики, пользуются 2—3 собаками для поездок за 5—6 км на рыбалку или в ближайшее село. Собачьи упряжки нередко сочетаются с современным транспортом, как например у орочей, живущих на р. Тумнин. Здесь охотники добираются к местам промысла по железной дороге, на вертолетах или автомашинах, посредством которых они довозят все свои грузы, нарты и собак. Высадившись в нужном месте, они далее везут свое снаряжение на нартах и собаках. Таким образом, современные виды транспорта, значительно потеснив ездовое собаководство, тем не менее не вытеснили его совсем, что свидетельствует о необходимости его существования и в наши дни.

Аналогичные процессы характерны и для другого центра традиционного сибирского собаководства, каким издревле является Крайний Северо-Восток. Собачьи упряжки используют здесь ительмены, эскимосы, приморские (оседлые) чукчи и коряки, а также коряки-оленеводы-алюторцы, которые применяют их наряду с оленьим транспортом.

Ездовыми собаками в настоящее время пользуются главным образом в промысловом хозяйстве и для транспортных целей в зимнее время. С помощью собак расставляют и осматривают капканы на пуш-

Таксами Ч. М. Культурные традиции рыболовов и морских зверобоев Приамурья, Сахалина и Охотского побережья // Культурные традиции народов Сибири. С. 171.

47 Смоляк А. В. Заметки по этнографии нивхов Амурского лимана. С. 122.

48 Смоляк А. В. Основные пути развития хозяйства, культуры и быта у народов Нижнего Амура и Сахалина / / Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М., 1971. С. 340.

49 Смоляк А. В. Заметки по этнографии нивхов Амурского лимана. С. 122.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒