Экология этнических культур Сибири стр.111

Экология этнических культур Сибири стр.111

ных зверей, зимой ездят на охоту за нерпой к тем местам, где имеются разводья на море или в проливе; весной в период подготовки к путине выезжают на отдаленные рыбалки.

Типы нагл- и упряжек были в прошлом различны у народов Северо-Востока. Все они, однако, с середины XIX в., так же как у народов Нижнего Амура и Сахалина, претерпели существенные изменения, и повсеместное распространение на Чукотке и Камчатке получил восточносибирский тип езды на собаках. Весь его комплекс: пря-мокопыльная нарта с одной горизонтальной и вертикальной дугами, способ упряжки "цугом", управление при помощи остола — бытует и в наше время (рис. 19). Принципы езды, содержание собак и другие особенности во многом также остались прежними. Все части собачьей нарты, особенно полозья, делают, по возможности, из березы (рис. 20). Ее древесина лучше всего подходит для морозного времени, но с конца марта, особенно днем, когда снег влажный и рыхлый, березовые полозья становятся неудобными. По наблюдению В. Г. Бо-гораза, "трение березового дерева весной так сильно, что утомляет самых лучших собак, ценные полозья изнашиваются в две недели".51 Поэтому раньше полозья подбивали пластинками из китовых ребер, челюстей или моржовых клыков. А теперь для более быстрой езды весной полозья обивают листами тонкой жести. Зимой полозья смачивают водой, и они покрываются тонким слоем льда, что улучшает скольжение. В пути это делают несколько раз, снимая каждый раз остатки старого льда тупым ножом. 52 Этот старый испытанный прием, обязательный и в наше время, прекрасно описан В. Г. Богоразом: "В зимнее время березовые полозья покрывают тонким слоем льда, чтобы сделать их более каткими. Для этой цели их вначале вымачивают, погружая в лужу или в маленькое озеро недели на две. Если лужи уже замерзли, полозья подвергают действию пара, держа их над длинным корытом, наполненным горячей водой, или смачивая низ кипятком. Только влажное дерево, хорошо пропитанное водой, может потом удерживать ледяной подрез. Его наносят ежедневно перед ездой, натирая полоз куском оленьей шкуры, намоченной в воде. Эту операцию повторяют два раза в день, на каждом привале..' Чем холоднее день, тем горячее должна быть вода, в сильные морозы надо брать крутой кипяток". Указанный способ покрытия полозьев льдом усвоен всеми народами, живущими на берегах Берингова моря. 53

Собачья нарта приморских чукчей и эскимосов была одинаковой и конструктивно не отличалась от ездовой оленной дугокопыльной нарты, бытующей у чукчей и коряков до настоящего времени. Даже размеры их почти не отличались. В нарту впрягали от 3 до 7 собак веером в один поперечный ряд: постромка каждой собаки привязывалась к передку нарты. Для управления и понукания собак служил кнут, а не остол (Историко-этногр. атлас Сибири. С. 59). У коряков, по предположению В. В. Антроповой и М. Г. Левина, упряжное собаководство было близко к ительменскому типу, подробно описанному в литературе (С. П. Крашенинников, В. В. Антропова, Н. К. Старкова).

51 Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. С. 44.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒