Экология этнических культур Сибири стр.113

Экология этнических культур Сибири стр.113

54 Вожжи для управления упряжкой использовались только в старинном ительменском типе собаководства и у ненцев.

55 Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. С. 48,51,52.

ные юкагиры и эвены, перейдя за годы советской власти к почти оседлому образу жизни, стали также держать ездовых собак. Как отмечает В. А. Туголуков, причины этого просты: "Собачий корм лежит всегда возле каюра на нарте, тогда как оленей приходится отпускать для пастьбы; потом их надо отыскать и поймать — сами они к своей нарте не придут. Да и ягельник в приморской тундре не так-то легко найти. ...Во время пастьбы оленям могут угрожать волки. Весной олени проваливаются в рыхлом снегу и ранят ноги о наст; с более легкими собаками такого не случается...". 56

Содержание собачьей упряжки, как известно, обходится дорого,11 однако собаки нужны в хозяйстве Севера — они очень удобны для передвижения по громадным заснеженным пространствам тундры. Бессобачные хозяйства, встречавшиеся среди ительменов уже в 30-е гг., Е. П. Орлова сравнивала с безлошадными крестьянскими хозяйствами центральной части России.58

Третий из названных районов распространения упряжного собаководства — Северо-Западная Сибирь — отличается очень ограниченным его бытованием. Хозяйство коренных жителей этого региона, охотников и рыболовов, позволяло держать в некоторых районах специальных ездовых собак, но в целом здесь собачьи упряжки уступали первенство, с одной стороны, оленному транспорту, а с другой — тягловому собаководству. В конце XIX—начале XX в. собачий транспорт отмечен у небольшой части безоленных ненцев, эпизодически — у энцев и нганасан и в некоторых районах у хантов и манси. Нарты по конструкции однотипны с оленными ненецкими, но обычно меньших размеров и более легкие. Собак запрягали веером, от 10 до 16, причем ненцы пользовались ими и летом. Крайняя левая собака была передовой, к ее ошейнику привязывался длинный ремень (вожжа), при помощи которого каюр управлял упряжкой. 59

В течение XX в. собачий транспорт в Западной Сибири постепенно отходил на второй план, но не исчез совсем, а в последнее время известны случаи его вторичного возникновения, в частности у некоторых групп хантов, например, на р. Согом, перенявших езду на собаках у русских промысловиков в 1960-х г.60 Из-за перехода к промыслу дикого оленя на Таймыре в 1970-е гг. домашнее оленеводство практически перестало существовать, и местное население перешло к использованию собачьих упряжек, на которых здесь издавна ездили русские старожилы.61 Отмечено возрождение собачьего транспорта у тундровых ненцев и северных хантов, на Ямале, Гыданском п-ове,

56 Туголуков В. А. Кто вы, юкагиры? М., 1979. С. 80.

57 По минимальной норме (400 г в день мяса и 50 г жира) на содержание одной собаки в год требуется 146 кг мяса и 16 кг жира.

58 Старкова Н. К. Ительмены. С. 73.

59 Хомич Л. В. Ненцы. С. 98—99.

60 Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987. С. 113.

61 Грачева Г. Н. Некоторые черты хозяйственной деятельности народностей севера Средней Сибири в прошлом и настоящем / / Культурные традиции народов Сибири. С. 109.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒