Экология этнических культур Сибири стр.114

Экология этнических культур Сибири стр.114

Новой Земле, где можно встретить упряжки, везущие хозяина и его добычу с отдаленных мест подледного лова. Собак по-прежнему запрягают в нарты типа оленных, либо веером с левым передовиком ("по-оленьи"), либо цугом.

Собачий транспорт на Севере на протяжении столетий был одним из главных средств передвижения. В последние годы его заметно потеснила техника. Но на Таймыре, например, сейчас сожалеют, что слишком переоценивали "Бураны", считают, что рано пока повсеместно переходить к ним, так как они несовершенны. Сломаются снегоходы, а запчастей нет, поэтому опытные охотники, пользующиеся "Буранами", держат также и собачьи упряжки. Откажет машина — собаки выручат.

В отдаленных северных поселках, куда затруднена доставка горючего и запчастей, для значительной части населения собачья упряжка остается единственным и незаменимым видом транспорта.

Итак, собачий и оленный виды транспорта на Севере при определенных условиях выгодны и надежны. Технические средства до сих пор не смогли вытеснить их. Конечно, на дальние расстояния собаками и оленями теперь не пользуются, здесь их заменили воздушные средства сообщения. Но в местах традиционного хозяйствования при передвижениях в пределах промысловых участков равноценной замены им пока нет. Вертолеты слишком зависят от погоды; снегоходы требуют такого количества горючего, которое сами не в силах увезти на большое расстояние; вездеходы разрушают пастбища. Поэтому, несмотря на то что начиная с 1970-х гг. промысловые северные хозяйства оснащаются техническими средствами передвижения — тракторами, вездеходами, автомашинами, практически повсеместно сохраняется применение оленей и собак в качестве транспорта в промысловом хозяйстве. И само это сохранение лучше всех доказательств свидетельствует о том, что потребность в них не отпала.

А. А. Малыгина

МИР ДЕТСТВА У НАРОДОВ СИБИРИ

Традиционное воспитание детей у различных народов всегда находилось в центре внимания исследователей-этнографов. Особенно важно в наше время в условиях утраты многих черт традиционной культуры народов Сибири, Севера и Дальнего Востока еще раз рассмотреть вопросы народной педагогики прошлого. Основное внимание уделено в статье трудовому и экологическому воспитанию детей. Это имеет существенное значение как для понимания традиционной культуры народов Сибири, так и для решения современных педагогических задач в специфических экологических и этнокультурных условиях.

С этой точки зрения необходимо обрисовать роль игры и игрушки в развитии и воспитании ребенка. Игрушку надо рассматривать как объект игры, т. е. в едином комплексе всей игровой деятельности, что раскрывает сам процесс восприятия и познания ребенком различных явлений культуры.

В данной статье из-за ее небольшого объема будет предпринята только попытка дать описание игр и игрушек народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, определить степень значимости игр и игрушек в процессе обучения детей навыкам трудовой и хозяйственной деятельности, приобщения детей к ценностям духовной культуры своего народа, а также степень жизнеспособности элементов традиционного воспитания.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒