Экология этнических культур Сибири стр.115

Экология этнических культур Сибири стр.115

В традиционных культурах игры и игрушки охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребенке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.

Фактическое описание игр, существующих у народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, естественно, приводит к анализу той производственной базы, на которой они возникли: игры оленеводов свя-

заны с различными процессами и сезонными стадиями оленеводства, игры охотников имеют охотничий характер, скотоводы играют в пастьбу и т. д. Детские игры по-своему специфичны, по-детски подчинены образу жизни, ведущим занятиям родителей.

Сфера детских игр во всей проблеме роли игры в жизни народа самая сложная и определяется словами А. С. Макаренко, что для детей вся их "жизнь — это игра". Подход к этому вопросу прежде всего требует от исследователя изучения внутреннего мира, психологии маленького созидателя элементов общественной культуры, а также знания истории возникновения и развития детских игр во все времена и изучения самого предмета игры.

У народов Сибири дети рано вступают в мир взрослых. С 10—11 лет мальчик уже ходит со взрослыми к стадам оленей, умеет использовать собаку для загона оленей, участвует в ловле оленей, знает, как нужно запрягать их в нарты, как управлять упряжкой. Мальчики любят охотиться на птиц и даже ходят со взрослыми на охоту, среди них часто встречаются меткие стрелки. В летнее время они подолгу сидят на берегах рек, наблюдают за рыбной ловлей и часто сами принимают в ней участие. Первоначальные навыки оленевода, охотника, рыболова дети получают в игре, отражающей промысловую деятельность взрослых.

Женщины преимущественно заняты домашним хозяйством, они заготавливают дрова, варят пищу, шьют одежду, ухаживают за детьми и т. д. Поэтому игры девочек отражают трудовую деятельность их матерей и сестер.

В групповых играх принимают участие и мальчики и девочки. Но есть игры, в которых участвуют только мальчики или только девочки. Мальчики возводят различные постройки из снега, глины, палочек, с интересом плетут маленькие сети, устраивают запоры, играют в охоту, ловлю оленей, зверобойный промысел и т. д. Девочки предпочитают играть в куклы, с тонким мастерством шьют для своих кукол одежду, обыгрывают различные внутрисемейные ситуации.

Таким образом, процесс обучения, начинающийся в игре, очень скоро переходит в сферу реального труда. Но это возможно только в условиях традиционной культуры, где труд взрослых близок и понятен детям и требует знаний и навыков, полученных в процессе повседневного общения. Отрыв детей малочисленных народов Сибири от своих родителей с постоянной жизнью в интернатах привел к разрыву межпоколенной связи по осуществлению передачи новому поколению основных знаний, понятий и навыков хозяйственной деятельности своего народа.

Как уже упоминалось выше, основной игрушкой девочек были куклы. Несмотря на многообразие форм кукол народностей Сибири, выявляется значительное количество общих элементов не только в конструкции собственно кукол, но и в способе "ношения" одежды, изображении прически и др.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒