Экология этнических культур Сибири стр.118

Экология этнических культур Сибири стр.118

ха, утиные носы, полоски сукна в специальных детских сумочках для шитья у ненцев и орнаментированные выкройки у народов Амура), выполненные руками самих детей. Все это показывает, насколько рано девочек этих народов в процессе игры с куклами обучали азам шитья одежды, заплетания волос, изготовления украшений. Весь набор кукольного инвентаря достаточно полно отражает окружающую действительность.

Объемные куклы I типа (долганы, кеты, якуты, алтайцы, эвенки) отличаются уже большей простотой. Волосы у них имеются, но не всегда они заплетены в косы, на них практически нет никаких украшений, за исключением кукол кетов. Одежда сшита уже не так старательно, хотя более или менее соответствует традиционной.

У объемных кукол II типа (ханты, тофалары) одежда бывает либо схематично обозначена — лоскутки материи, либо, как у тофаларов, совершенно не соответствует традиционной одежде, либо как у алтайцев, шорцев, якутов, отдаленно напоминает ее.

Объемные куклы III типа (чукчи, коряки, эвены) практически лишены прически, за исключением эвенов, у которых куклы имеют косы и налобные украшения из бисера, но зато очень тщательно наподобие настоящих сшиты одежда обувь, рукавицы.

Таким образом, мы можем видеть, что наибольшее внимание обучению девочек домашней работе в процессе игр с куклами уделялось оленеводами (ненцами, чукчами, коряками), а также рыболовами Амура и Оби. В среде детей охотников и скотоводов бытовало более простое отношение к рукоделию, во всяком случае, в процессе игрового обучения.

Хотя, как представляется, в играх с куклами для девочек основным являлось не получение производственных навыков по шитью одежды, изготовлению украшений, а включение их в сложную символическую систему путем познания социальных аспектов внутрисемейных отношений, выделения половозрастных функций.

Вопрос о кукле как игрушке вообще очень сложен. По всей вероятности, в играх девочек она начала принимать активное участие не так давно. За каждой игрой скрывается обряд, в котором игра когда-то занимала выдающееся место. Обряд в настоящее время исчез, а игра стала забавой. Так, В. Г. Богораз пишет, что у чукчей куклы считаются не только игрушками, но отчасти покровителями женского плодородия. 2 Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешочке в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы с их помощью скорее иметь детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, так как вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она дает им играть свои куклы, причем старается разделить их между всеми дочерями. Если кукла только одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных делают новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений, каждый раз исправ-

2 Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей // Сб. МАЭ. 1901. Вып. 2. С. 132.

ленные и обновленные. У сагайцев детская кукла — скрученный валик, набитый куделью, практически полностью соответствовал изображению домашних покровителей. У нанайцев, как предполагает А. Чаадаева, кукла когда-то обозначала материнское начало, поскольку, как она считает, орнамент на халате кукол полностью совпадает с орнаментом спинок именно свадебных халатов.3


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒