Экология этнических культур Сибири стр.119

Экология этнических культур Сибири стр.119

Конечно, наиболее архаичными следует считать куклы, основу которых составляют косточки животных, птиц и птичьи клювы. У народов Тувы и Алтая, например, астрагалы часто подвешивались к крюку колыбели в качестве амулета. У хантов использование клюва гагары, который часто подвешивают в узелке над люлькой ребенка, — это пережиток несомненно бывшего здесь, как и в некоторых других местах, почитания гагары вообще, как птицы игравшей видную роль в сотворении Торумом земли; гагара, как известно, нырнув в воду, достала в клюве ил, из которого Торум и создал землю. М. Б. Шатилов упоминает о существовании на реке Казым культа кряковой утки.4 Можно предположить, что у других народов уже утрачено сакральное отношение к кукле, и она просто перешла в разряд детских игрушек. Подобный переходный период в отношении к детской игрушке можно пронаблюдать на примере мяча. Так, чукотско-эскимосский мяч из нерпичьей кожи, набитый оленьим волосом с зашитыми в него камешками, считался амулетом, а без камней употреблялся для игры. У нанайцев мяч из рыбьей кожи считался вместилищем темных сил, когда же на нем не рисовали пауков-кровопийц, а набивали чехол ватой, то он также становился детской игрушкой.

Существует еще целый пласт игрушек, изображающих животных. В основном они представлены оленем, лосем, птицей, собакой, а также у якутов крупным рогатым скотом — коровой, быком и теленком (рис. 2).1 Материалы, из которых изготавливались эти игрушки, разнообразны — это кость, зубы и бабки оленя, дерево и даже глина и хлебный мякиш.

Надо заметить, что игрушки-животные не всегда напрямую связаны с хозяйственной деятельностью того или иного народа. Так, например, игрушка-олень постоянно употреблялась в игре энцев, ненцев, нганасан, долган, эвенков, хантов, селькупов, иногда встречается и у якутов и даже хакасов, т. е. она бытовала и у оленеводов, и у охотников, и у рыболовов, и даже у скотоводов, в то время как совершенно не встречается у оленных чукчей и коряков.

Птица имеется в игрушках хантов, селькупов и амурских народов, но неизвестна скотоводам Южной Сибири, нганасанам и эвенкам, хотя охотой на птиц занимались практически все народы.

Медведь встречается у народов Амура, Сахалина и эвенков Охотского побережья. Кони и лошади были основными игрушками всех скотоводческих народов, хотя-встречались и у хантов, селькупов,

3 Чаадаева А. Волшебные игрушки // Дальний Восток. Хабаровск, 1983. № 8. С. 137.

4 Шатилов М. Б. Ваховские остяки // Тр. Томского краевого музея. Томск, 1931. Т. 4. С. 109.

5 Серошевский В. Л. Якуты : Опыт этнографического исследования. СПб., 1896. Т. 1 . С. 193.

Рис. 2. Две игрушки коровы. Якуты. (МАЭ.Ф.2178-59).

эвенков. Собака известна многим народам, но наиболее широко встречается в Амурском регионе (рис. 3).

Таким образом, получается, что игрушки, изображающие животное, не имеют отношения к трудовому производственному воспитанию детей. Скорее, они являются элементом приобщения детей к ценностям духовной культуры народа, так как, если животное и не используется в повседневной хозяйственной деятельности, то зачастую его образ занимает определенное место в системе космологических и мифологических представлений того или иного народа.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒