Экология этнических культур Сибири стр.12

Экология этнических культур Сибири стр.12

Народы Севера никогда не были безразличны к судьбам своей земли. Они всегда стремились к ее сохранению и переживали за нее. Как протест появилось расхожее выражение: "Мы последнее поколение таежников, тундра похожа на покрышку старого чума". Не раз поднимали они голос в защиту своих прав, своих интересов. Мне известно много фактов, когда представители народов Севера, а также ученые этнографы и лингвисты писали письма в ЦК КПСС, в Верховный Совет СССР, в советское правительство, в которых сообщали о неблагоприятной обстановке в районах проживания северных народов, приводили в них убедительные факты, свидетельствовавшие о том, что в национальных районах и автономных округах Севера не прислушиваются к мнению коренных народов, не выдвигают их представителей в партийные и советские органы, на руководство колхозами и совхозами. К сожалению, эта информация не изменила положения к лучшему. Но общественная активность народов Севера нарастала, как лавина, и в 80-х гг. люди уже коллективно и открыто защищали свои интересы. Так, коренное население выступило против строительства Туруханской ГЭС на Нижней Тунгуске, называя этот проект сатанинским, боролось против сооружения атомной электростанции в районе оз. Эворон и азотно-тукового комбината на берегу Амура и других гигантских проектов, против ядерных испытаний в Арктике и на Новой Земле, против уничтожения нерестовых рек, оленьих пастбищ и лесных массивов. Образовалось массовое дви-

24 Народы Севера России. Ч. 3. С. 565. 615.

жение в защиту Ямала. Народы Севера выступают не против освоения Севера вообще и его богатств, а против уничтожения среды своего обитания.

На первом съезде малочисленных народов Севера (март 1990 г.) в докладе и в выступлениях в полном объеме обозначились сложные экологические, социально-экономические и культурно-языковые проблемы, сложившиеся в районах Севера. В то же время обмен мнениями позволил наметить пути выхода из кризисной ситуации. С тех пор прошло три года, но положение не изменилось, а для некоторых народов даже ухудшилось. Это связано с тем, что наша страна переживает очень сложный период. В немалой степени это связано также с превращением районов Севера и приравненных к ним территорий в зоны открытой предпринимательской деятельности. К имевшей место ранее хищнической эксплуатации природных богатств Севера, приведшей к экологической катастрофе, прибавилось то, что коренные народы стали подвергаться экономическому давлению со стороны промышленно-коммерческих структур. Происходит массовый вывоз природных богатств: сырья, рыбы, икры, меха, лекарственных трав, художественных произведений и произведений народных промыслов. Народы Севера практически лишаются жизнеспособной экономической базы.

Современные процессы требуют по-новому осмыслить проблему социально-экономического развития Севера России и его коренных народов. Сегодня главной задачей, на мой взгляд, является развитие социальной активности народов Севера, а не патернализм. Северным народам необходимо реально осмыслить положение и выработать механизм для решения жизненных проблем, реализуя свои потенциальные ресурсы. А политика по отношению к народам должна быть ориентирована на реализацию их прав, а не на предоставление льгот. Политические, экономические и культурные проблемы должны решаться в соответствии с их правами. На практике эти права должны позволить нашим северным народам реализовать свой творческий потенциал, их многовековой производственный опыт, трудовые навыки, народные знания, культурные традиции, позволить человеку Севера чувствовать себя на своей земле комфортно.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒