Экология этнических культур Сибири стр.120

Экология этнических культур Сибири стр.120

В литературе есть упоминание о том, что игрушки-животные играли свою роль и в экологическом воспитании ребенка. Так, нивхи очень тщательно вырезали для своих детей фигурки животных и птиц. Часто охотники вырезали животных, встреченных ими во время охоты. Затем дома они рассказывали детям, при каких обстоятельствах видели зверя, каковы его внешние признаки. Даже дома, вырезая игрушки в виде животных, взрослые старались объяснить детям подробно все о вырезанном звере и о местах, где он водится.

Существует еще группа игрушек для совсем маленьких. Это различные трещотки, гуделки, свистульки, волчки и игры типа бильбоке. Они практически одинаковы у всех народов, различия заключаются лишь в материале, из которого они изготовлялись, — это дерево, кость, оленьи зубы и бабки, гусиные перья и проч. Обычно все игрушки обыгрываются, т. е. являются составной частью игр. Поэтому рассмотрим основную, очень важную часть жизни детей — игры.

Игры бывают разного типа. Это игры подражательного характера, т. е. подражание детей в своих играх жизни и занятиям взрослых. В них отражается реальная жизнь семьи, устройство дома, аила и проч. Затем выделяется вторая группа игр, в которых ребенок подготавливается к хозяйственной деятельности — оленеводству, охоте, морскому зверобойному промыслу, рыболовству. Третью группу представля-

Экология этнических культур Сибири

Рис. 3. Игрушка-лошадь в упряжке. Якуты. (МАЭ, Ф.2178-59).

ют игры, обучающие меткости, силе и сноровке. Четвертая группа — это различные спортивные состязания — борьба, прыжки и т. д. И наконец, есть различные игры, необходимые для эстетического развития ребенка. Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению игр, необходимо заметить, что охватить игры всех народов не удастся, поскольку в литературе не всегда дается их полное описание, а просто говорится, например, "дети играли в гости".

Подражательные игры

Это игры, в которых дети, как уже говорилось, подражают жизни и занятиям взрослых и таким образом осваивают жизнь своего народа — от расположения вещей в жилище до взаимоотношений и социального статуса каждого из членов семьи, воспроизводят различные типы этих отношений, повседневные ситуации (пасли скот, готовили еду, принимали гостей и проч.). Все эти игры сопровождаются различными монологами и диалогами.

Так, у тувинцев существовала игра в аал: во время пастьбы скота из камней различной формы строили изображение аала, юрты со всеми принадлежностями и скотом. Специально обработанные плоские камешки, разрисованные орнаментом, подобным существующему на настоящих предметах, ставили в виде круглой юрты. Из квадратных камней делали утварь; постели и ковры также изображались плоскими камнями. Скот собирали из круглых камней различной величины соответственно размерам домашних животных. Потолок в юрте не ставился, поскольку вся игра шла через крышу — домашняя жизнь каменных хозяев, прием гостей, работа со скотом и т. д. Домашние вещи, а также все члены семьи располагались строго по древним обычаям, каждый на своем определенном месте. Пастухи баранов из-за травяного покрова время от времени вынуждены менять места пастьбы, поэтому дети строят несколько таких аалов и каждый раз договариваются, в какой день куда "выгонять" баранов и


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒