Экология этнических культур Сибири стр.121

Экология этнических культур Сибири стр.121 Экология этнических культур Сибири

там встречаются. На территории аала, помимо каменных, употреблялись также деревянные и тряпичные игрушки.6

У нганасан девочки из палок и обрывков шкур строили чу-мики и несли туда из дома все, чтобы изобразить настоящее хозяйство. Все в этом чумике устраивалось, как и в настоящем, даже подвешивали крюк для котла, правда, огонь никогда не разжигали. Девочки брали с собой и маленьких мальчиков, но с 4—5 лет мальчики уже старались исполнять только мужские роли охотника, рыболова. В плохую же погоду играли прямо на полу чума, составляя из оленьих зубов, костей ног оленя аргиши и "кочевали" с места на место.

У эвенков почти все игры детей 2—7-летнего возраста являлись отражением жизни взрослых. У всех детей были куклы из бабок, которые во время игры представлялись то человеком, то оленем, то конем и т. д. Вот с этими куклами дети и разыгрывали сценки, отражающие реальную жизнь. В игре "гость пришел" бабки расставлялись кружком, в середину которого клали щепочку, изображавшую костер. Дети сидели вокруг костра и, подражая взрослым, вели беседу. В игре "обоз" бабки располагали в ряд, на них накладывали кусочки тряпок, лучинки. На передних "оленях" клали бабки поменьше — они символизировали всадников (женщин и детей), кругом — совсем маленькие бабки (собаки, телята). Играло несколько детей: один понукал оленей, другой лаял по-собачьи, третий издавал звуки, напоминающие блеяние телят, кто-то звонил боталом, чтобы создать шум настоящего обоза. В игре "стойбище" из лучинок делали остов шатра, покрышками служили кусочки ткани, в различных местах расставлялись голые бабки, изображавшие оленей, и покрытые тряпочками, представлявшие людей, делали площадку на четырех ножках (лабаз), на него клали щепки и тряпки (утварь и одежда), сверху еще бабку — мясо убитого оленя. В игре в охоту в разных местах расставляли бабки с лучинами — это охотники с ружьями и рогатинами, другие бабки изображали собак. Иногда бабки расставлялись без лучинок и тогда они считались оленями, а мальчик-охотник стрелял в них из игрушечного лука. Как правило, во всех этих играх куклы составляли семью, подобную собственной семье ребенка, они имели имена, соответствующие именам каждого члена семьи. Летом на стойбище рядом с настоящим шатром ставили детский шатер, похожий на настоящий, с покрышками из старых тряпок. В нем разводили настоящий костер, перетаскивали туда посуду. Здесь куклы из бабок меняли на большие тряпичные, и они изображали детей, в то время как сами дети играли роль взрослых. Играли также в гости, кочевку (причем оленей изображали сами), а также в шаманство. Для этой игры был необходим бубен и колотушка, ряд изображений духов-шайтанов, которые изготавливались взрослыми (шаман-предок, изображение тени, фигуры птиц, оленей, лосей). Воздвигался шатер, вокруг которого расставляли изображения птиц и к палкам привязывались тряпочки. Поодаль в разных местах ставили изображения сохатых, оленей и бабок, изображающих людей. Ребенок 7—10 лет в


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒