Экология этнических культур Сибири стр.122

Экология этнических культур Сибири стр.122

Иргит Самбу. Тувинские народные игры. Кызыл, 1978. С. 103.

платке, надетом на голову, исполнял роль шамана, другой становился помощником шамана. Подобно настоящему он подогревал на огне игрушечный бубен. "Шаман", раскачиваясь, на особом шаманском языке напевал шаманские песни, призывал духов предков и умерших родственников. Остальные дети в это время сидели полукругом, иногда и сами били в бубен. Взрослые с удовольствием принимали участие в этой игре, подпевая шаману. У взрослых выпрашивался кусочек жира, который помощник время от времени бросал в огонь. В перерывах шаман курил трубку, которую давал курить и другим детям. Летом играли в шаманство на улице или в детском шатре. Бубен иногда заменяли сковородой или ситом, изображения духов — щепками. 7

У якутов дети в своих играх также во всем до мелочей подражали • взрослым, правда, совместные игры проводились только летом на свежем воздухе. Они собирались где-нибудь на лужайке, устраивали примерные охоты, игрища, свадьбы, танцевали, шаманили, боролись, ловили рыбу и зверя. В то время как девочки в основном играли куклами, мальчики любили строить из палочек юрты и урасы, которые по конструкции соответствовали настоящим.

Игры, связанные с производственными навыками

Рассмотрим отдельные группы таких игр, связанные с различными типами хозяйственной деятельности того или иного народа.

Игры охотников. Погоня за зверем (манси). Место для игры выбирается покрытое кустарником, усложняющим погоню. Зверь бывает зайцем, лосем, медведем, лисицей. В зависимости от наименования зверя меняются и условия игры. Заяц бегает кругами и считается убежавшим, если он сделал определенное количество кругов, а охотник его не поймал. Лисице разрешается прятаться, путать следы, пока она не доберется до заранее условленной норы, где она считается в безопасности, а охотник, не поймавший ее, — плохим. Лось бежит по прямой линии, лишь изредка ломая ее, стараясь достичь определенного места раньше, чем его настиг охотник. Медведь, наоборот, далеко не бежит, а прячется в кустах, и если видит, что охотник заметил его, то сворачивает прямо на него с громким ревом. Между охотником и медведем завязывается борьба и выигравшим считается тот, кто победит.

Игра в белку (манси). Один из участников прячет на дереве шкурку с головы белки, которую надо найти и сбить стрелой (то же самое делали и с крыльями птиц).

Охота на уток (нанайцы). Утки бегут к озеру, а укрывшийся в кустах охотник бросает в бегущих мяч, и тот, кто будет запятнан (убит), выходит из игры. 8

Охота на лося (эвенки). Охотники берут палки и, опираясь на них, имитируя ходьбу на лыжах, идут в лес. В лесу прячутся лоси.

7 Василевич Г. М. Игры тунгусов //Этнограф-исследователь. Л., 1927. № 1. С. 38.

8 Певгова Л. В. Национальные игры детей народов Севера. Л., 1939. С. 20.

Охотники крадутся к добыче с палками-ружьями на плече, подкрадываются к ним и стреляют. Затем гонятся за другим лосем и т. д.

Охота на уток и гусей (с а а м ы , ненцы, нанайцы, эвенки). Гуси гуляют на берегу озера (круг, очерченный на земле). Охотник прячется за камни, за чум и т. д. и из палки стреляет в гусей. Один из гусей, на которого он указывает, падает, остальные улетают — разбегаются по сторонам. Затем охотник снова прячется и ждет прилета новой стаи. Гуси прилетают, и игра продолжается.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒