Экология этнических культур Сибири стр.123

Заказывайте коттеджи проекты со скидкой.

Экология этнических культур Сибири стр.123

Погоня за оленем (охота уэвенков). Играют в лесу. Два-три оленя прячутся в нем, разбрасывая ветки, кору и т. д. Через некоторое время на их поиски выходят охотники и собаки, которые лают, найдя оленя. Тогда прибегает охотник и ловит оленя, бросая в него собранные шишки. При наличии нескольких оленей и охотников игра может продолжаться несколько дней, пока все олени не будут пойманы.

Медведь (нанайцы). Медведь уходит в лес. Охотники с деревянными ружьями ищут его. Медведь издает звуки, на которые и идут охотники. Догнав его, они хватают его за уши и борются. И. А. Лопатин записал еще один вариант игры в медведя у нанайцев. Самый старший из ребят вставал на четвереньки и, изображая медведя, бросался на играющих, кусался, царапался и т. д. Собаки также стояли на четвереньках, охотники были вооружены палками, к которым была привязана маленькая перпендикулярная палочка. На спине у медведя была закреплена небольшая развилка, в которую и стремились попасть охотники. Медведь считался убитым, когда кому-нибудь из охотников это удавалось. Игра изображала весь процесс охоты вплоть до угощения медвежьим мясом.

Кроме того, существовали еще и так называемые счетные игры, в которых нет особых движений, но в процессе игры дети овладевали всеми навыками охоты и охотничьего цикла. Так, у эвенков есть игра с переходом по этапам. Мальчики по очереди бросали камень в дерево и вели счет по этапам. Всего этапов семь, они продолжаются "год", имеющий таким образом семь сезонов. Охотники гнали невидимого зверя и в конце концов на седьмом переходе убивали его на самом верхнем небе.

У коряков счетная игра была более приземленная. Счет велся так: 1) я увидел след лося; 2) я догнал лося; 3) я убил лося.

Почти у всех мальчиков были игрушечные луки, из которых они учились стрелять в цель. Так, у манси для мальчиков изготавливались специальные простые луки с деревянными наконечниками. В игре они использовали также различные маленькие ловушки, сделанные наподобие настоящих.

У эвенков существовали различные состязания в стрельбе из лука в цель, например, на расстоянии в 200—300 шагов нужно было сбить стрелой сосновую шишку с головы приятеля.

У северных якутов многие игры также были связаны с охотой. Мальчики с 4—6 лет забавлялись охотой, пуская тупые стрелы.9

9 Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX—начало XX в.). Якутск, 1989. С. 107.

14 Экология этнических культур

Игры детей унанайцев с самого раннего возраста носили промысловый характер. У мальчиков были маленькие луки, напоминающие промысловые. Стрелы отличались от настоящих только тем, что они делались целиком из дерева, чтобы обезопасить самого стрелка. Уже в этих играх мальчик приучался к правильному использованию набора стрел для охоты на разные виды зверя или птицы, поскольку у него имелся комплект стрел с разными наконечниками: тупыми для охоты на белку, заостренными для мясного зверя, в виде ласточкиного хвоста на водоплавающую птицу и т. д.

У н е н ц е в также были широко распространены игры, связанные с охотой. У мальчиков были детские луки, изготовленные из изогнутого прута и веревки-тетивы. Они упражнялись в стрельбе по различным неподвижным и подвижным целям (ствол деревца, подброшенная щепка и т. д.)


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒