Экология этнических культур Сибири стр.124

Экология этнических культур Сибири стр.124

Игры оленеводов. Мальчики всех народов, занятых оленеводством (ненцев, нганасан, эвенков, чукчей, коряков, якутов и т. д.), с раннего детства учились владеть арканом. У них были свои маленькие арканы, которые им делали отцы или старшие братья, а иногда и они сами под руководством старших. Детские игры с арканом поощрялись. Их набрасывали на головки нарт, на лежащие рога оленя, на воткнутую палку, друг на друга, на небольших оленей. Так, например, собравшиеся в группу чукотские ребятишки вешали на ветке или на шесте ремень с небольшим куском дерева и, раскачивая его, старались поймать арканом.

Кроме того, существовал целый ряд подвижных игр, также связанных с оленем. Ловля оленей (коряки, саамы, эвенки, чукчи, н е н ц ы).10 1-й вариант. Дети изображают оленей, иногда они держат над головой оленьи рога. Стадо разбегается. Пастух, издавая крики, которые употреблялись оленеводами при ловле оленей, бросает аркан на оленя и пойманного тащит к себе. Тот, как это и бывает на самом деле, упирается, старается вырваться. Его привязывают к нарточкам. Маленькие дети изображают собак и своим лаем помогают загонять стадо и поймать оленя.

2- й вариант (саамы). На снегу по одной линии устанавливают от 10 до 30 оленьих рогов. С условленного места начинается ловля оленей — в рога бросают палки. Кто попал, тот поймал оленя. Цель этой игры, развивающей меткость, — поймать как можно больше оленей.

3- й вариант (саамы). Рога складываются в кучу. Игроки по очереди ударяют палочкой по концу рога так, чтобы он перевернулся. Ударять можно до трех раз. Когда олени поделены, начинается игра в стадо. Держа рога над головой, дети, изображающие оленей, перебегают от одной границы к другой. Пастух ловит перебегающих оленей арканом и тащит их, упирающихся к нартам.

4- й вариант (эвенки, саамы). На снегу расставляются рога. Пастух арканом ловит оленей и устанавливает их к нартам по 2, 3 и

Певгова Л. В. Национальные игры... С. 16.

4 в ряд. Когда все олени запряжены, пастух садится на маленькие нарточки и с хореем в руке изображает поездку в тундру.

Обоз (саамы). Изображение поездки на оленях. Дети, изображающие оленей, привязаны к нартам с грузом. Пастух с хореем в руке управляет передовым оленем.

Стадо (саамы). Два пастуха запрягают несколько оленей из стада в нарты и гонят его на пастбище (один пастух впереди стада, второй — сзади). Собаки помогают загонять стадо. Иногда на стадо нападают волки. Пастух и собаки отгоняют волков, а стадо перегоняют на новое пастбище.

Езда на оленях (чукчи). Взяв себе в руки по ветке тальника с многочисленными развилками, обрезанными в виде оленьих рогов, дети воображают себя едущими, на паре оленей и устраивают бег наперегонки (рис. 4).

Охота за диким оленем (якуты, долганы). На земле очерчивается круг — озеро. Дикие олени бегают по берегу озера, а 2—3 охотника ловят их арканом. Выигрывает охотник, поймавший как можно больше оленей.

Живая цель (долганы). В середине круга, образованного детьми с арканами, стоит игрок, одетый в малицу. Все по очереди пытаются поймать его арканом. Тот, кому это удалось, занимает его место.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒