Экология этнических культур Сибири стр.129

Экология этнических культур Сибири стр.129

Борьба (якуты) с целью повалить соперника на землю (рис. 8).

Перетягивание палки (коряки). Двое садились на землю, ногами упирались друг в друга, а руками крепко обхватывали палку и старались перетянуть ее на свою сторону (рис. 9).

Перетягивание (ханты, нивхи). Веревкой соединяют две небольшие палки, причем веревка поровну накручена на палки. Участники, ухватившись руками за палки, стараются перекрутить на свою палку веревку противника (рис. 10).

Бег, прыжки (ненцы). Прыжки через детские нарточки, прыжки через ящик, сидя по-турецки.

Скакание на одной ноге, прыгание через ремень (нивхи).

Прыжки с места без разбега с сильным взмахом рук в длину или высоту, с отвесного берега, с возвышенности (нанайцы).

Иргит Самбу. Тувинские народные игры. С. 111.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 8. "Тусту" — борьба. Якуты. (МАЭ, Ф.1611-16).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 9. Борьба. Коряки. (МАЭ. Ф.4404-48).

Прыжки с места на одной ноге. Победителем считался тот, кто совершил наибольшее количество прыжков (нанайцы).

Прыжки через веревку с исполнением различных фигур: во весь рост, на четвереньках, лежа боком, на спине, на груди, на корточках и т. д. (нанайцы).

Бег на вздохе. Соревнующийся набирает глубоким вздохом воздух, бежит и тянет какую-нибудь ноту. Пока есть в груди воздух — звук слышен и игрок бежит. Когда звук прекратился, игрок должен остановиться. Выигрывает тот, кто пробежит дальше всех (нанайцы).

Мальчик забирался на дерево, и в него целились из лука. Во время спуска стрелы он должен был спрыгнуть. Лучшим был тот, кто прыгал с большей высоты (эвенки).

Заранее расставлялись на земле метки — от 4 до 12 (рис. 11). Прыгали двумя ногами вместе, на одной ноге и попеременно меняя ноги; прыгали вниз с низкого бревна (якуты).

Дети встают в круг, один лежит в центре и вращает аркан длиной 3—4 м. Стоящие в кругу прыгают через него. Кто не успел перескочить и запутался в веревке — идет в центр (долганы).

Прыжки через веревку, накрученную на две маленькие палки. Палки держит в руках сам участник, который, упираясь ими в землю, делает прыжки через веревку вперед и назад (ханты).

Гонки. Езда на собаках (ненцы). Езда на собаках (манси).

Гребля на лодках, гонки на лодках, езда на небольших собачьих нартах (нивхи).

Гонки на лодках, соревнование на быстроту движения лодки разными стилями гребли (нанайцы).

Игры, способствующие духовному развитию ребенка

В имеющейся литературе такие игры зафиксированы только у тувинцев.

Игра "летит—не летит". Цель игры — развитие памяти и сообразительности детей. Ведущий скороговоркой спрашивает кто летает, кто не летает, например: птица летает—вода летает? ворон летает— гора летает? — играющие поднимают руку. Того, кто по ошибке поднял руку, когда ведущий назвал нелетающего, или не поднял руку на летающего, — "судят". Он должен исполнить песню, танец и т. д.

Устный счет. Цель игры — правильно подсчитать поставленную ведущим задачу. Для детей ставились, например, такие вопросы: Сколько на одной руке пальцев? Сколько на двух руках пальцев? Сколько ног у двух коров? и т. д.

Табунщики. Цель игры — развитие способностей к стихосложению. Играют двое. Один из них соединяет кончики пальцев правой и левой рук в виде шалаша. Второй, поочередно показывая на разные пальцы, задает вопрос: "кто это?". Первый отвечает: "Это такой-то караулит, это такой-то кухарит" и т. д. После произнесенного последнего слова второй игрок старается вырваться через соединенные паль-

Экология этнических культур Сибири

цы, а другой — удержать его. Так же в виде диалога, правда, по другой тематике происходят и игры "шалаш" и "золотой дворец".

Таким образом, весь приведенный материал наглядно показывает, что детские игрушки и игры являются основным способом приобщения ребенка к традиционной культуре своего народа, подготовки его к взрослой жизни.

Играя с куклами, дети постигают нормы и обычаи своего народа, суть семейных взаимоотношений, осваивают заботы повседневной жизни. Игрушка в образе животного вводит ребенка в мир важнейших идеологических представлений, а также является одним из элементов экологического воспитания.

Поэтому сейчас, накануне XXI в., крайне важным представляется возвращение ребенка в семью, для того чтобы, пока еще возможно, возродить межпоколенную связь, сохранить традиционные культуры народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.


⇐ Предыдущая страница| ⇑ Оглавление