Экология этнических культур Сибири стр.13

Экология этнических культур Сибири стр.13

Народам Севера за последние два века уже не раз предрекали вымирание. Об этом много писали в конце XIX и в начале XX в. А 20 февраля 1993 г. в газете "Федерация" эксперты международной Лиги малочисленных народов и этнических групп обнародовали свои выводы: многие народы Российской Федерации, прежде всего малочисленные народы Севера, к 2000 г. прекратят свое существование. Печальный и настораживающий диагноз. В бурном XX в., как показано выше, коренным народам Севера действительно живется нелегко. Теоретическое положение о некапиталистическом пути развития малых народов дало повод для проведения практических экспериментов, которые нанесли много вреда. В наши дни, как мы убеждаемся, многие крайние высказывания и нагнетание обстановки вокруг народов Севера создают атмосферу безысходности, выставляя их беззащитными, униженными и не способными решать свои проблемы. Ду-

маю, что подобные действия ни в коей мере не способствуют решению проблем этих народов. В своей многовековой истории северные народы испытали много трудностей, включая экстремальные и критические ситуации, но каждый раз, преодолевая их, они выживали и продолжали свой жизненный путь, осваивая огромные просторы тайги и тундры, арктическую зону, огромные морские и речные пространства. Выживали они только благодаря раскрытию своих потенциальных возможностей с учетом своего исторического опыта.

XX век — сложный период в истории народов Севера, которые испытали на себе, как уже говорилось, все "прелести" ускоренных социальных преобразований и некапиталистического пути развития. Были, естественно, и достижения в области просвещения и потери в культурном наследии. Важно объективно оценить как положительные, так и отрицательные последствия. С учетом этих реалий народы Севера сами должны выработать концепцию своего социального и культурного развития. При этом необходимо обратиться к истории, к тому ценному, что было накоплено в течение предыдущих поколений, к народному опыту, к народным знаниям. Практика показывает, что современное хозяйствование и культура народов Севера способны плодотворно развиваться лишь на основе того лучшего, что прошло испытание временем. Всякие попытки обойти это обстоятельство ни к чему хорошему не приводят. Сегодня должны быть созданы условия для сохранения и развития тех форм культуры, которые сами народы считают необходимыми. Здесь, на мой взгляд, на первое место выдвигается то культурное наследие северных народов', которое было накоплено ими за всю их историю и которое так ценится ныне как основа современных национальных культур.

Народы Севера, несмотря на свою малочисленность, были мобильными в своем развитии и сумели освоить огромные пространства, накопить богатейшие знания о ресурсах местной природы, о ее животном и растительном мире. Можно сказать, что они сконцентрировали разнообразные, глубокие познания об окружающей среде, выверенные на протяжении многих веков. Благодаря этому у них возникли и существуют уникальные виды хозяйства, единственные в своем роде, такие как оленеводство и морской промысел, появились необходимые для своего времени и назначения орудия труда и средства передвижения. Полагаю, что все исследователи единодушны в том, что народы Севера коллективными усилиями создали своеобразную и сложную культуру оленеводов, охотников, рыболовов и морских зверобоев, которая была возможна и, может быть, единственно рациональна в данных природно-климатических условиях. Эти виды хозяйственной деятельности остаются основой экономической жизни коренных народов, несмотря на внедрение новых современных занятий. Северные народы продолжают сохранять веками накопленные трудовые навыки, знания об окружающем их мире и многие нормы общественной жизни, выработанные в своей этнической среде. Здесь уместно сказать, что в северных районах сегодня насчитывается около 2 млн оленей, добывается до 65 300 ц морского зверя, до 178 900 ц рыбы, заготавливаются меха на многие миллиарды рублей.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒