Экология этнических культур Сибири стр.14

Экология этнических культур Сибири стр.14

Традиционные элементы культуры продолжают играть важную роль в сохранении малочисленных этносов. Думаю, что в этом огромная заслуга самих народов Севера, сумевших в сложных условиях сохранить то культурное наследие, которое составляет основу их национального достояния. Сегодня мы высоко ценим этнические традиции малочисленных народов, восхищаемся ими и стоим на позиции не только сохранения, но и возрождения всего того, что было создано, но затем утеряно в результате "социалистических преобразований".

Испокон веков коренные народы Севера, занимаясь оленеводством и промыслами, расселялись непосредственно вблизи мест своей хозяйственной деятельности, что позволяло им наиболее рационально использовать оленьи пастбища, рыболовные, морские зверобойные и охотничьи угодья, соблюдая природное равновесие с учетом сохранения экологических условий. Населенные пункты с соответствующими жилыми и хозяйственными постройками располагались так, чтобы можно было в любой сезон года трудиться поблизости. Мы знаем, что на Севере тысячи мелких селений как человеческий организм были связаны между собой и функционировали многие века. К сожалению, как уже отмечалось, сложившийся веками уклад жизни народов Севера был в значительной степени разрушен сначала коллективизацией, а затем компанией по укрупнению колхозов и совхозов, а также созданием центральных усадеб, в результате чего мы потеряли сотни этих селений. С 1992 г. начался активный процесс возрождения заброшенных селений и создание в них семейно-общин-ных хозяйств. Нередко теперь возвращаются в свои родные места жители из окружных и областных центров, а также больших городов. С моей точки зрения, этот прогрессивный процесс имеет будущее, но нуждается в государственной и общественной поддержке, и прежде всего самих народов.

У народов Севера еще до недавнего времени бытовало до 24 типов жилых и хозяйственных строений. Некоторые жилища, такие как чум и яранга, а также временные промысловые строения успешно продолжают служить человеку. К сожалению, многие народы вообще забыли свои архитектурные строения. Можно предположить, что с возрождением малых селений люди начнут возрождать и национальную архитектуру, в том числе летние свайные строения, а также строить новые дома со всеми удобствами с учетом природно-климатических условий.

Народам Севера принадлежит заслуга в изобретении таких оригинальных транспортных средств, как оленьи и собачьи упряжки, различные по конструкции лодки. Оленный транспорт сохраняется по всему Северу и играет большую роль в хозяйственной деятельности оленеводов, а также охотников, осваивающих большие охотничьи угодья. В наши дни наблюдается резкое сокращение по всему Северу собачьих упряжек как транспортного средства, хотя сохраняется их практическое значение. Конечно, с одной стороны, это можно объяснить распространением современных технических средств. Но в основном это все же произошло из-за необоснованной политики, за-

прещающей содержать собак как отсталый вид хозяйства. На Нижнем Амуре и на Сахалине еще в 50-х гг., когда было мало технических средств передвижения, чиновники объяснили свой запрет тем, что собаки съедают много рыбы и нерпичьего мяса и сала, из-за чего рыбы становится меньше. В наше время, разумеется, нельзя преувеличивать значение традиционных средств передвижения, но вместе с тем нельзя и недооценивать их в условиях Севера. Оленьи и собачьи упряжки остаются весьма полезным транспортным средством и противоестествен их запрет. Самим северным народам принадлежит право решать эту проблему.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒