Экология этнических культур Сибири стр.17

Экология этнических культур Сибири стр.17

В эскимосской сказке добрый охотник возвращает птичкам-пуночкам песню, которую силой вырвала у них злая ворона. Охотник меткой стрелой выбил из кончика языка вороны песню птенцов-пуночек, когда та вздумала ее запеть. С тех пор пуночки звонко поют свою песню людям, а ворона осталась безголосой. Охотник заступился за слабых и наказал злой поступок.

Есть фольклорные тексты, рассказывающие о самопожертвовании человека ради спасения людей. Так, в сказке, встречающейся у нивхов и ороков Сахалина, девушка из бедной семьи была вынуждена выйти замуж за морскую касатку, с тем чтобы спасти людей от голодной смерти.

В духовной культуре народов Севера важное место продолжает занимать традиционное мировоззрение, сохранившееся в некоторых обрядах и обычаях, почитание природной среды, животных, соблюдение культа предков. Согласно традиционным верованиям народов Севера, вся природная среда состояла из живых существ и жила так же, как человеческий мир. На сопках, в воде, огне, в утесах и т. д. жили их хозяева, и чтобы их задобрить, устраивались различные жертвоприношения. В последние десятилетия были разрушены многие культовые места и люди перестали почитать природу. Это в свою очередь повлекло за собой утерю прежней духовности и безразличие к экологической среде, в которой проходит жизнь человека Севера, и во многом позволило по-варварски относиться к природе, к животному и растительному миру. К сожалению, в таких варварских актах нередко участвовали и представители северных народов. В наши дни народы Севера уже осознанно выступают в защиту сохранения экологической среды на своей земле, начинают осознавать необходимость возвращения духовности, идеологии, которая бы уважала как природную среду, так и ее обитателей, прежде всего самого человека. Проблема эта сложная и связана с тем, что Север перенаселен и народы Севера уже живут в инонациональной среде. Пришлому некоренному населению незнакомы духовная культура народов Севера, основные ценности их идеологии. Но коренные жители должны последовательно реализовывать свои права на своей земле и добиваться, чтобы все уважали их традиции.

Историческая судьба коренных народов Сибири привлекает к себе пристальное внимание как общественности России, так и ученых мира. Это вызвано тем, что в настоящее время происходит бурное развитие и быстрое освоение огромных территорий Сибири. В этом процессе возникает опасность исчезновения малочисленных народов и их уникальных культур, создаваемых в течение длительного исторического периода. Сегодня решение этой сложной проблемы во многом зависит от самих народов. Можно сказать, что судьба народов Сибири в их руках и только от их разумных действий зависит их будущность. Задача же для всех, кто заинтересован в прогрессивном развитии коренных народов Севера, оказать им содействие в сохранении их культурного наследия.

Мы, ученые-сибиреведы конца XX в., должны следовать мудрым поступкам наших ученых коллег, трудившихся на поприще этнографической науки в 30—60-х гг. Наши старшие товарищи скрупулезно исследовали традиционную культуру народов Сибири, создали фундаментальные труды по этнографии, истории, языку и фольклору этих народов и тем самым внесли неоценимый вклад в сохранение малочисленных этносов с их оригинальной культурой. В наши дни это благородное дело продолжают люди более молодого поколения и им предстоит создать новые труды и опубликовать в них материалы по культурному наследию, которые обогатили бы современную культуру коренных народов Сибири. Это можно сделать, введя в научный оборот ранее неизвестные или слабоизученные этнографические источники. Наш долг помочь народам Сибири следовать этническим традициям на своей земле и в XXI в.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒