Экология этнических культур Сибири стр.19

Экология этнических культур Сибири стр.19 Экология этнических культур Сибири

Рис. 2. Транспортировка части каркаса юрты. Тувинцы. (Фото автора).

лов. Этот вид кухонной посуды был универсален, в нем варили пищу, чай, стерилизовали, сбраживали молоко на сыры, масло.

Расположение очага в центре юрты, прямо под дымовым кругом, способствовало выходу дыма наружу. Огонь в очаге поддерживался не только в холодное время года. Воздух в юрте был чистым, не дымным. Над потоком дыма подвешивали или укладывали на жердочках для продымления некоторые виды продуктов (сыры, мясо), шкуры, внутренности домашних животных. Этот своеобразный вид домашних коптилен, имевший место и в других типах жилищ, позволял консервировать, технологически обрабатывать припасы и материалы, важные для нужд семьи.

Деревянный каркас жилища среднего размера (площадью 20—25 м2) зачехлялся полотнищами из катанного войлока, на стены шло 3—4 куска, для крыши — 2. Покрытие снаружи обвязывали сплетенной из волоса тесьмой, веревкой, по каркасу шло две-три опояски. Каркас служил владельцам долго, почти всю жизнь, правда, с починкой отдельных его частей. Покрышками пользовались не более пяти лет. До внедрения фабричного войлока его катанье проводилось домашним способом — в летнее время вручную и с помощью лошади. В трудоемком процессе изготовления войлока семье обязательно помогали родственники, соседи.

У хакасов, реже у алтайцев, тувинцев покрышки для юрт помимо войлока делались из бересты. У хакасов существовало даже особое название (тос иб) для юрты, покрытой этим материалом.

Береста, по заметкам ученых и путешественников XIX в., специально обрабатывалась.1 От смолистости ее освобождали путем кипя-

1 Спасский Г. Сибирский вестник. СПб., 1818. Ч. 2. С. 53, 55; Чихачев П. Путешествие в Восточный Алтай. М., 1974. С. 207.

Экология этнических культур Сибири

чения в воде, держали определенное время в навозе. Заготовку проводили только в середине лета, в июле месяце. К этому времени береста достигала нужной прочности, полноценной зрелости. После обработки куски сшивались жильными нитками в нужные по размеру полотнища. По эластичности, гибкости бересту сравнивали с хорошо выделанной мягкой кожей для шитья сапог.2 А юрты с таким покрытием вписывались белоснежной чистотой в степной и горно-таежный пейзаж Хакасии, Тувы, Алтая.

Внутреннее убранство юрты отличает целесообразность, гармония, интегрированность на едином жилом пространстве таких функционально важных для семьи мест, как спальня, кухня, столовая, кладовая и т. д. Размещение мебели, утвари, предметов домашнего обихода, культа было закреплено по традиции за определенными местами. Житейская целесообразность юрты как семейной территории и хозяйственной единицы идейно слита с постулатом религиозной концепции кочевников-скотоводов, в которой жилище ассоциируется с моделью мироздания.

Внутри юрта по оси от входа разделялась на женскую (правую) и мужскую (левую) части. Третья, почетная, сакральная площадь (твр) очерчивалась от очага до противоположной к входу стены. У тувинцев это сегментное деление подчеркивалось войлочными напольными коврами трапециевидной формы. У алтайцев огонь в очаге с сакральной стороны имел название от бажы (голова огня), от которого зависело благополучие всей семьи.3


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒