Экология этнических культур Сибири стр.2

Рекомендуют ставить окна пвх здесь. Есть гарантии

Экология этнических культур Сибири стр.2

В современной лингвистической классификации языки малых народов Севера входят в группу финно-угорских, самодийских, тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских языков.

Тюркоязычными народами Сибири являются якуты, тувинцы, алтайцы, шорцы, хакасы и др. Буряты — монголоязычный народ. Ареал расселения малочисленных народов Сибири особенно велик. Необычайно широкое расселение тунгусоязычных народов представляет собой уникальное явление и вызывает огромный интерес, особенно к вопросу о путях их распространения по Сибири. Например, расселение эвенков с территории, примыкавшей к Байкалу с юга, начавшееся задолго до XVII в., практически завершено к началу XX в. В настоящее время эвенки проживают на территории от левобережья Енисея до южной части Охотского побережья на востоке, до западной тундры на севере между Енисеем и Леной и до районов Нижнего Амура и Сахалина и северной Бурятии на юге. Наиболее многочисленная группа эвенков живет в Эвенкийском автономном округе (3571 человек), в Республике Саха (12 000), в Иркутской области (1369 чел.). Эвенкийский народ (30 000) на огромной территории живет разрозненными группами, нередко в иноэтнической среде.2 И, естественно, в таком дисперсном расселении эвенки вступают в этнокультурные контакты и находятся в процессе ассимиляции с другими народами. В этой ситуации многие эвенки контактных зон овладели языками соседних народов.

Сами эвенки и эвены считают себя единым народом — тунгусами. Эвены довольно рано проникли в северо-восточную часть Сибири, на Охотское побережье, на Чукотку и Камчатку. На этой приморской территории складывалась своеобразная культура приморских тунгусов, в хозяйственной деятельности которых большое место заня-

1 Народы Сибири. М.; Л., 1956.

2 Василевич Г. М. Эвенки. Л., 1969.

ло рыболовство и морская охота.3 И, разумеется, часть эвенов изменила свой уклад жизни и освоила культуру рыболовов благодаря длительным контактам с другим коренным населением (юкагирами, коряками и др.), у которого рыболовство играло большую роль в хозяйственной деятельности и в экономике. Эвены, как и эвенки, в наши дни также нередко живут в иноэтнической среде и владеют языками соседних народов, в частности якутским.

Проникновение тунгусоязычных народов в Приамурье происходило, видимо, в течение длительного периода. Об этом свидетельствуют многочисленные археолого-этнографические исследования. К приамурской, вернее, южной группе тунгусоязычных народов относятся нанайцы, ульчи, ороки, орочи, негидальцы, удэгейцы. Из этой группы народов ближе всего к эвенкам по языку и культуре стоят негидальцы и ороки. В составе других народов в значительной мере прослеживается оседлая аборигенная культура рыболовов.

В настоящее время в палеоазиатские языки включены три языковые семьи: чукотско-камчатская (чукотский, корякский и ительменский языки), эскимосско-алеутская (эскимосский, алеутский языки) и три генетически изолированные языка (кетский, нивхский и юкагирский). Палеоазиатская языковая группа не представляет собой генетического единства, но является остатком древнего населения Сибири, в том числе ее северо-востока. По-видимому, формирование современных северо-восточных палеоазиатов, Чукотки и Камчатки прежде всего, происходило на базе аборигенных элементов с участием выходцев из других регионов. Исследования последних лет показали, что этнографическая культура северо-восточных палеоазиатов имеет много общих черт в хозяйственной деятельности и транспорте, в орудиях морской охоты и рыболовства, а также в мировоззрении с культурой палеоазиатов, расселенных в более южных регионах Дальнего Востока. Мы видим здесь результат длительных этнокультурных контактов и этногенетических связей между народами, расселенными на Тихоокеанском побережье Севера.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒