Экология этнических культур Сибири стр.20

Экология этнических культур Сибири стр.20

На женской половине сосредоточивалось все, что было необходимо женщине для приготовления пищи (посуда, продукты, утварь и др.). Чуть далее находилась супружеская кровать, колыбель для младенца. Семья имела одну кровать и кожаную подушку-подголовник; дети, гости располагались для сна на полу. На мужской половине по кругу ставились кожаные и матерчатые сумы с мягкой рухлядью, оружие, сбруя и другой инвентарь хозяина дома. Известный ученый В. Радлов в юртах алтайцев "видел более сорока таких мешков", 4 содержимым которых, как заметил исследователь, были одежда, отрезы, ковры, покрывала, куски войлока, различные украшения, шкурки, изделия из меха, кирпичный чай, уздечки для лошадей, ремни, веревки.

Почетная, священная часть юрты, у противоположной к выходу стены за очагом являлась местом семейного алтаря и уважаемых гостей-мужчин.

В алтарный иконостас у буддистов (тувинцы, буряты) входили скульптурные, иконописные изображения божеств, культовая бронзовая посуда, курительные свечи, священные книги и др. Предметы расставлялись на расписных по лицевой части сундуках (аптара), на

2 Корнилов И. П. Воспоминания о Восточной Сибири / / Магазин землеведения и путешествий. М., 1854. Т. 3. С. 637.

3 Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX— начало XX в.). Новосибирск, 1978. С. 96.

4 Радлов В. В. Из Сибири. М., 1989. С. 135—145.

низких культовых столиках (ширээ). У шаманистов изображения родовых, семейных патронов-охранителей прикреплялись к решеткам каркаса, некоторые виды их до проведения обрядов хранились в сундуках. Замечу, что топография шаманских охранителей шла от центра — очага, главного патрона хранителя и дарителя жизни, по странам света. Особо отмечались предметами культа вход изнутри, косяки двери (теленгиты, тувинцы), передняя часть юрты, изголовье кровати, дымовой круг юрты. В их честь устраивали регулярные воскурения, "кормление" едой, напитками, совершали обряды. У шаманистов обряды проходили с приглашением шаманов, буддисты приглашали лам. В передней, алтарной части (твр) воздавали по этикету почести и уважение мужчинам, здесь же было постоянное место хозяина семьи. О значимости передней части юрты свидетельствует письменный источник Хв. сутра "Золотой блеск", где упомянуто о восседании на твр Эрклик-хана, главного божества тюркских и монгольских народов. 5

Войлочная юрта — древнее жилище. Его конструкция, архитектура являются важнейшим культурным достижением кочевников Евразии, создавших свою особую цивилизацию. История и генезис этого жилища насчитывают тысячелетия, 6 в нем сфокусированы многие элементы культуры кочевых народов. Среди них интеграция многовекового народного опыта материаловедения по дереву, коже, шерсти, волосу, такие важные технические решения, как например шарнирные крепления из кожи на складных стенах каркаса, и многое другое. В нашем веке в юртах родилось и выросло не одно поколение алтайцев, бурят, тувинцев. Сейчас у этих народов, как и у хакасов, юрта как основное жилище ушло в прошлое. Но семьи пастухов, чабанов в весенне-летне-осенние периоды выпаса скота и ныне используют юрту в качестве жилища. В оседлых центрах, на приусадебных участках юрта ставится в качестве летнего жилища. Тенденция обзаведения национальным жилищем для лета в Туве и на Алтае заметно возросла. В общественном животноводстве юрту на фермах используют для хранения продуктов питания, хозяйственного инвентаря, емкостей с молоком, сметаной, под жилье для доярок, механиков и других специалистов. Поселковые советы, правления совхозов, различные организации в городе и на селе имеют в своей собственности юрты, в них на праздниках разворачивают работу буфетов, ресторанчиков, комнат отдыха и развлечений. На Алтае, в Туве молодожены после официальной регистрации брака нередко по обычаю предков предпочитают проводить свадебное пиршество в юрте. В Туве с 90-х гг. нашего времени вновь открывавшиеся буддийские храмы размещались в юртах.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒