Экология этнических культур Сибири стр.22

Экология этнических культур Сибири стр.22 Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

Рис. 5. Чумы ненцев в тундре. (МАЭ, № И 2115-117).

личных этнотерриториальных групп эвенков (амурские, енисейские, алексинские и др.). Костяк, основу конструкции чума помимо опорных составляли и другие шесты. Число их у каждого этноса соответствовало традиционным наработкам. У кетов, например, к опорным прибавляли еще семь или девять, теленгиты Горного Алтая — шесть, эвенки — от двух до четырех штук.9 Вся же в целом несущая конструкция чума включала шесты, усиливающие ее основу, а также определенное их количество для' крепления покрытия.

Кеты Подкаменной Тунгуски в летний период, когда семьи занимались рыболовством, на постройку чума диаметром в 5 м при высоте 2.3 м, использовали от 20 до 35 шестов из ели. Примерно такая же площадь была у чума ненцев-оленеводов. Известный сибиревед-эт-нограф А. А. Попов, много лет живший среди нганасан, в 30-е гг. дал бесценные свидетельства об их жилище. По его наблюдениям, для зимнего времени на постройку чума использовалось до 60 штук жердей, при этом полезная площадь была достаточно большой, составляя 9 м в диаметре. 10 Якуты-скотоводы в XIX в. строили чум (ураса) фундаментально. Он был просторным (диаметр не менее 8 м), высотой в 10 м, семьи в нем жили круглосуточно.

При смене мест проживания несколько раз в течение года одни народы перевозили остов жилища на транспорте, другие делали его каждый раз заново. В лесных, таежных зонах проживания перевозили только покрытие чумов. Иное дело в тундре, где леса было мало. При сезонных перекочевках по тундре ненцы-оленеводы разбирали шесты чума в обратном порядке и укладывали на одну-две грузовые нарты, запряженные оленями (рис. 5). "

Сборка конструкций и установка жилища не занимала много времени и всегда была оперативной. Кеты полную сборку в зимнее вре-

9 Алексеенко Е. А. Кеты: Историко-этнографические очерки. Л.. 1967. С. 81; Дьяконова В. П. Полевые материалы. 1980; Василевия Г. М. Эвенки. Л., 1969. С. 109.

10 Попов А. А. Жилище // Историко-этнографический атлас. М.; Л., 1961. С. 141.

11 ХомичЛ. В. Ненцы. М.; Л., 1966. С. 95, ill.

мя заканчивали за 4—5 часов. 12 У центральных и вилюйских якутов, имевших основательные, большие по размеру чумы, на установке работало 3—4 человека. Чаще сооружение жилища было делом рук женщин и девочек-подростков, как например у ненцев-оленеводов. 13

Виды материалов для покрытия остова чума у народов Сибири были разнообразны, но традиционны. Такими традиционными материалами были береста, ровдуга (оленья замша), оленьи шкуры, рыбья кожа, кора лиственничных деревьев. В наше время помимо традиционных покрытий используется сукно, брезент, шифер и др. Засвидетельствовано, что енисейская группа эвенков круглогодично жила в чумах, крытых только ровдугой, а ороки и эвенки Амура, Охотского побережья и озерных районов Вилюя — рыбьими кожами. Покрышки из ровдуги специально раскраивались из шкур, которые были ранее в употреблении в качестве постелей. Из шкур требовалось сшить два полотнища, нижнее выкраивалось из 6—10 штук, верхнее — из 2—4. Большее полотнище натягивалось на каркас от земли вверх и покрывало 3/4 конструкции, меньшее — остальную часть. В зимнее время народы Сибири, связанные в хозяйственной деятельности с оленеводством, крыли чум оленьими шкурами. В холодное время года северные манси, ненцы и энцы делали двойное покрытие из оленьих шкур. При этом нижний слой кладется мехом внутрь, верхний — наружу. На приготовление зимних покрышек ненцы-оленеводы брали только зимние шкуры, ворс у которых был стойким и густым. Женщины изготавливали для чума четыре покрышки (две нижние и две верхние). Наружные сшивали из новых, подстриженных шкур, внутренние — из бывших в употреблении. На покрытие уходило довольно внушительное их количество, не менее 25—30, а иногда и 40—60 штук. *


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒