Экология этнических культур Сибири стр.23

Экология этнических культур Сибири стр.23

Тувинцы-тоджинцы в холодное время года, с ноября по май, жили в чумах, крытых кожами лося, марала и оленя. На один чум выкраивалось пять полотнищ, каждое из которых сшивалось из пяти шкур. Покрытие из шкур у оленеводов-тоджинцев служило семье не менее 10 лет. 15 К числу материалов, хорошо освоенных с глубокой древности коренными народами Сибири, следует отнести бересту. Береста являлась универсальным материалом в домашнем производстве всех народов Сибири, независимо от географических условий (тундра, степь, тайга) их проживания и хозяйственной ориентации (скотоводы, оленеводы, охотники-рыболовы). Знали, как и в какое время года заготавливать бересту, умели ее технически обрабатывать, кроить и сшивать, делать из нее посуду, военное снаряжение, орнаментальные узоры, предметы культа, утвари, игрушки и т. д.

Служила береста и в качестве строительного материала. Хакасы и тувинцы покрывали ею каркасы своих юрт. Стоит отметить, что бере-

12 Алексеенко Е. А. Кеты. С. 85.

13 Хомич Л. В. Ненцы. С. 105.

14 Там же. С. 104.

15 Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. С. 86—87.

Рис. 6. Чум на приусадебном участке дома. Кеты. (МАЭ, № 2115-117).

ста некоторыми народами использовалась в так называемый теплый, или летний, период года. Тувинцы-тоджинцы жили в берестяных чумах с мая по октябрь. 16 Круглогодично в чумах, крытых берестой, находились семьи кетов, но для утепления делали второй внутренний слой из ровдуги, сукна или бересты.17 Смешанное покрытие было известно и другим народам Сибири. Береста шла на покрытие конических жилищ (чумов) у ненцев, кетов, северных (тубалары) и южных (алтай-кижи) алтайцев, хакасов (сагайцы, бельтиры), тофала-ров, тувинцев-тоджинцев, а также якутов (Центральный Вилюй), эвенков и негидальцев (рис. 6). Нередко бересту заменяли или сочетали с пластинами из коры лиственничных деревьев (лиственница, ель). У южных и северных алтайцев, тувинцев-тоджинцев кора как покрытие была довольно распространенным видом материала.

Покрытие из полотнищ бересты в этнографической науке принято обозначать термином "тиска". 18

Количество тисок на средний по размеру чум у каждого народа было среднестандартным. Так одну тиску (полотнище) кеты, эвенки, тувинцы-тоджинцы сшивали из бересты, снятой с трех деревьев. Ненцы-оленеводы — с 6-7 берез. На кетский чум женщины делали 7-8 тисок, следовательно, заготовителям мужчинам требовалось снять кору не менее, чем с 45-50 берез. Береста тщательно обрабатывалась жен-

16 Там же. С. 86.

17 Алексеенко Е. А. Кеш. С. 83.

18 У В. Даля сказано, что слово "тиска" женского рода, по происхождению из остяцкого языка. См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 406.

3 Экология этнических культур

Экология этнических культур Сибири

РИл.и Техника обработки и сшивания бересты ( Народы Сибири", М.; Л., 1956, с. 715).

Экология этнических культур Сибири

шинами, очищалась от наростов, выпуклостей, ровно подрезалась по краям, свернутая в рулоны варилась в воде не менее суток или двух. Затем ее сушили, мягкие, эластичные пластины прошивались в два-три слоя, состегивались в нужную по форме и размеру тиску. Кет-ские женщины особенно старательно и художественно оформляли берестяное полотнище для двери (рис. 7). Помимо тщательного рисунка состегивания выполнялся резной узор по бересте с подкладом из кусочков цветных тканей. Орнаментальные резные узоры имели сложное символическое значение и включали в себя растительные мотивы, животных, религиозные сюжеты. Исследовательница культуры кетов Е. А. Алексеенко пишет: "Кеты называли рисунки на двери «эллажедес» (глаза двери) и считали их обязательными, так как иначе дверь будет «слепая»". 19 В прошлом якуты, как и кеты, дверь берестяной урасы расшивали медными и серебряными подвесками, большим количеством цветных бус.20


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒