Экология этнических культур Сибири стр.24

Экология этнических культур Сибири стр.24

Очаг-костер в чуме располагался в центре. Площадка его всегда огораживалась деревянными плашками, камнями, в настоящее время обозначается листом железа (ненцы-оленеводы) (рис. 8). Не огородить место очага считалось большим грехом. 21 Для подвешивания котлов, чайников над очагом делали различные приспособления. Наиболее старинная конструкция очага известна у ненцев, манси, хан-тов, коми-зырян.22 При установке основных шестов чума к центральному наклонно идущему шесту привязывали ремнями два горизонтальных. На них укладывали перекладину, к которой прикрепляли крюк. Крюком над очагом можно было маневрировать, что позволяло хозяйке дать полный огонь под котлом или убавить его. Кеты на наклонно стоящем шесте делали зарубки, по ним передвигалась дужка котла при варке пищи. Тувинцы-тоджинцы, как и кеты, к шесту прикрепляли длинную цепь с крюком на конце. У северных и южных алтайцев очагом служили три камня, чуть врытые в земляной пол или железный трех-, четырехногий таган. В летний период пищу предпочитали готовить на костре вне чума. С 20—40-х гг. нашего времени в обиход вошли железные печки.23

К огню, очагу у всех народов Сибири было особое, почтительное отношение. Огонь олицетворял собой духа-хозяина огня, а огороженная площадка — его табуированное место. Дух-хозяин огня эвенкам представлялся старухой, бабушкой. Боясь поранить ноги "бабушки" ножом, иглой, они никогда не ставили такие предметы острием к огню. Хозяйки следили при варке пищи, чтобы она не выплескивалась через край котла и тем самым не повредила бы глаза, рот "бабушки". У теленгитов в свадебном чуме, в котором новобрачные проводят первые семейные три_ дня, обязательно благословляют очаг,

Алексеенко Е. А. Кеты. С. 84.

20 Попов А. А. Старинная якутская берестяная юрта // МАЭ. М.; Л., 1949. Т. 10. С. 102.

21 Алексеенко Е. А. Кеты. С. 85.

22 Чернецов В. Я. Чум // Сов. этнография. 1936. № 6. С. 85—86. '

23 Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 94.

Рис. 8. Дверь юрты, расшитая конским волосом и подвесками. Якуты. (МАЭ, № 3873-9).

огонь новой семьи, от благодати которого в образе матери огня будет ниспослана им счастливая жизнь. Вот пример благословения очага у теленгитов.

Чок, Кайракан!

На небе пуповину имеющая.

Железным очагом опоясавшаяся,

Огонь — творительница, Кайракан!

Не вы ли, Кайракан,

На каменный очаг опираетесь.

На пепле-золе возлежите!

На белой пепельной кучке играющая.

На красном полене нарост имеющая,

С красными пламенными волосами,

Огонь-мать, Кайракан!

Экология этнических культур Сибири

На небе пуповину имеющая,

На железный очаг опирающаяся.

Огонь-мать, Кайракан!

С числом в отару скот создающим,

С числом в каменную насыпь головы создающим.

Не вы ли будете, Кайракан!

Не вы ли будете, Кайракан!

Доходы нам прибавлять,

Убыли от нас отводить

Чок, Кайракан!

С развевающимися волосами

Огонь-мать, Кайракан! 24

Внутреннее убранство чума, распределение мест членов семьи, гостей имели определенную, традиционно-этническую регламентацию. Площадь чума у самодийских и угорских народов считалась священной за шестом, олицетворявшим дух очага, к нему подвешивался котел. Главный шест делали по-особому, украшали резьбой, а шаманы навершие его снабжали скульптурой птицы. Женщинам запрещалось проходить позади шеста, в этой части чума хранили продукты питания, посуду, культовые предметы. Расположение спальных мест для хозяина, хозяйки, детей различного возраста был строго определенным. Так, глава семьи и его жена, а также младшие дети спали только в средней части чума против основного священного шеста. Гостей, как и семейство женатого сына, если они жили с родителями, укладывали спать, придерживаясь обязательно определенной схемы, от очага и далее по отношению к священному шесту, входной двери.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒