Экология этнических культур Сибири стр.26

Экология этнических культур Сибири стр.26

В XXI в. чум безусловно не станет только достоянием этнографических музеев, он останется в реестре традиционных типов жилищ

26 Суслов И. М. По туземному Северу // Сов. Север. 1931. № 3-4. Попов А. А. Нганасаны: Социальное устройство и верования. Л., 1984; Алексеенко Е.А. Кеты.

27 Суслов И. М. По туземному Северу. С. 107—108.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 11. Корьевое жилище хакасов. (МАЭ. № 3662-181).

коренных народов Сибири. Использование его будет обусловлено сохранением специфических видов хозяйственной деятельности, а также различными культурологическими целями.

Срубные наземные жилища в отличие от каркасных были известны не всем коренным народам Сибири. Однако техника срубных построек на территории Сибири очень древняя. В археологических культурах племен Южной Сибири скифской эпохи (VIII—III вв. до н. э.) открыто немало срубных погребальных камер, не только подземных, но и наземных, технические и архитектурные особенности которых имеют аналогии в традиционных жилищах тувинцев, бурят, алтайцев, якутов, хакасов.

Оригинальным, своеобразным срубным наземным жилищем ряда народов Сибири следует считать 6-, 8- и более угольные дома. Присутствие их отмечено в быту алтайцев, хакасов, бурят, тувинцев, те-леут, якутов. А. А. Попов полагал, что срубные наземные жилища независимо от внешних архитектурных форм были связаны с оседлым хозяйством. Но, по-видимому, этот вывод не очень точен и обоснован. Скорее, подтверждается наличие у народов Сибири не одного, а нескольких типов жилищ, что позволяло им вести не только оседлые, но и кочевые виды хозяйствования.

Алтайцы (алтай-кижи, теленгиты) предпочитали строить 5-, 7-угольные наземные срубные жилища. Сруб состоял из бревен длиной 3.5 м, рубленных в паз, сложенных в 7-8 венцов (рис. 11). Крыша имела полусферическую или конусовидную форму. У жилища с по-лусферичвшэйкшй^-^^ждеднего венца сруба шла кладка бревен меньшего р^щфя!-^ШМ,МЬгр "отверстия они были длиной чуть более 1 м. Дыме ^^щф^щ^^^жЩо одновременно и окном. Остов кры- •

1 1&95**' !

Экология этнических культур Сибири

ши покрывался пластинами коры, которые придавливались для прочности жердями. Конусообразная крыша — конструктивный аналог остову конического чума. На верхний венец сруба ставились тонкие жерди, концы которых состыковывались с жердями, имевшими развилки. Крыша покрывалась корой лиственницы.

Очаг, внутреннее обустройство жилого пространства не отличались от таковых в войлочных юртах и других типах жилищ.

У хакасов многоугольные жилища были распространены очень широко. Считались они в основном летним жилищем, т. е. ставились на местах летнего выпаса скота. У зимних жилищ щели между бревнами конопатились мхом, стены снаружи обмазывались глиной, а снизу засыпались землей. Некоторые состоятельные хакасы имели во владении несколько таких жилищ и жили в них на кочевках осеннего, весеннего выпаса скота. Этнографы и путешественники отмечали у хакасов наличие 4—6-, 8-, 10-, 12- и 14-угольных жилищ .28 Наиболее распространенным было б-угольное. Сруб рубился из лиственницы, реже сосны высотой в 6-8 венцов. Остов полусферической крыши крыли пластинами коры лиственницы, берестой, дерном. Дверь по древнетюркской традиции ориентировалась на восток. Посреди жилища находился очаг. Он представлял собой округлой формы углубление, обмазанное глиной. Рядом ставилась круглая печь (из камня с глиняной обмазкой). В печь устанавливался полусферический котел, в нем готовили пищу, делали перегонку хлебного и молочного вина. Небезынтересно привести впечатление человека, побывавшего в доме у зажиточного хакаса: "Против самого входа стоит диван с сафьяновым красным тюфяком, за шелковой занавеской. От него по обеим сторонам, вокруг стен поставлены в два ряда сундуки, обтянутые сафьяном разных цветов, окованные в решетку белым железом. Над ними, ближе к выходу, развешаны седла и узды с серебряным прибором. Ближе к дивану стоят на полках фарфоровые чашки, чайники, медная чистая посуда, самовары. Посредине юрты, на площадке сложенной из дикого камня, — костер, дым от которого тянется в верхнее отверстие в центре юрты. Все пространство между костром и сундуками покрыто кошмами, коврами и сафьяновыми подушками".29 Но и менее зажиточные хакасы придавали большое значение обустройству дома и имели необходимое количество вещей и предметов бытового, хозяйственного и культового назначения (рис. 12). В сельских районах Республики Хакасия многоугольные срубные дома бытовали еще в середине 50-х гг. нашего времени .30 Тенденция возрождения этой архитектурной формы не утрачена в культуре, но функционально она уже не связана с жилищем.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒