Экология этнических культур Сибири стр.30

Заказав у нас межкомнатные двери casaporte Вы получите бесплатные доставку и установку!

Экология этнических культур Сибири стр.30

Кочевой и оседлый образ жизни народов Северо-Востока Сибири отложил отпечаток на бытование у них разных типов жилищ, средств передвижения, на рацион питания, утварь, детали одежды и многое другое.

Оленеводы тундры — коряки, чукчи, эвены вели кочевой образ жизни, у них основным жилищем была яранга переносного типа (рис. 15). Каркас и покрышки жилища перевозились по мере надобности, при смене сезонных выпасов оленей. Так, каркас яранги коряков-оленеводов состоял из трех основных шестов, соединенных вверху. Они укреплялись в центре. По кругу или овалу на определенном расстоянии друг от друга ставились шесты-треноги. От них к центральной треноге укладывались палки остова крыши. Весь каркас зачехлялся покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом,

Рис. 15. Яранга кочевых чукчей. 1961 г. (МАЭ, № И 1971-62).

мездрой внутрь. Очаг располагался в центре, под основными шестами.

Внутри помещения к шестам стен, крыши прикреплялись спальные полога, сшитые из оленьего меха, мехом внутрь. Размер полога в среднем был длиной 2—4 м, шириной 1.5—2 м при высоте до 1.5 м. В одной яранге имелось не менее 3-4, а иногда 5 или 6 пологов. Каждый полог принадлежал одной семье. Взрослые незамужние женщины, неженатые мужчины жили отдельно, в своих пологах. Необходимой принадлежностью полога являлся светильник. Им освещался и отапливался полог. Светильник заправлялся оленьим жиром, фитиль делался из мха. Традиционными видами светильников у кочевых групп были сосуды, выдолбленные из камня. В нашем столетии их заменили старые сковородки или керосиновые лампы.

В обстановку полога входила постель из оленьих шкур, стулья, сделанные из оленьих рогов. Ножками такого стула были сами рога, а сиденьем теменная кость. Но обычно в пологах, в яранге сидели на полу, застланном шкурами. Сюда же на шкуры сервировали посуду с пищей. В обиходе каждая семья имела достаточно полный ассортимент нужной посуды. Отварное мясо и иного вида приготовления подавались на деревянных блюдах-подносах с бортиками. Имелись ложки, ковши, чашки из дерева или кости. Хозяйки держали воду в ведрах из нерпичьих шкур. В сосудах из шкуры нерпы хранили припасы ягод, мясо, жир, давали похлебку собакам. Однако некоторые оригинальные виды традиционной посуды в наше время заменились покупной посудой фабричной работы.

За уютом и чистотой пологов яранги женщины следили постоянно. Периодически их выбивали длинными колотушками, сделанными из рога или дерева. При входе в жилище обязательно стряхивали

Экология этнических культур Сибири

Рис. 16. Сшивание оленьих шкур для покрытия жилища. Эвены. (МАЭ, № И 1933-97).

обувь специальными колотушками. Подходы к яранге всегда очищали костяными лопатами от снега (рис. 16).

В 20—30-е гг. приморские эскимосы, чукчи продолжали жить в основном в ярангах, по конструкции сходных с таковыми у кочевых оленеводов. Однако начавшиеся с этого времени и позже процессы общегосударственного переустройства кардинально затронули весь уклад жизни, подвигнули народы Северо-Востока к строительству иных форм жилья. Чукчи, эскимосы стали возводить жилища так называемого переходного или модернизированного типа.41 В конструкциях этих жилищ, подобных в одном варианте яранге, в другом русскому дому небольшого размера (3*4 м и чуть более), прослеживалась тенденция к сохранению прежних традиций, а также освоение новых строительных материалов, навыков, технических приемов. В переходных жилищах сохранялся традиционный интерьер, внутренняя планировка производилась в соответствии с этническими особенностями хозяйственно-бытового уклада.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒