Экология этнических культур Сибири стр.35

Экология этнических культур Сибири стр.35

Распорядок жизни семей в доме был строго регламентирован. Нары по отдельным частям имели свои конкретные наименования и предназначение. Священной, особой частью нар была их средняя часть, у нанайцев ее называют мало. На этом месте обязательно ставили "фаню" умершего родителя, здесь же совершались культовые ритуалы. Справа от входа было место хозяина дома и его супруги. На противоположной стороне размещались старые, пожилые люди. Дети также имели свои места и не могли находиться вместе со взрослыми. Если в доме жило несколько братьев со своими семьями, то каждая семья имела строго закрепленные за ней нары. Важным для распорядка в доме было и его деление на две части или половины: мужскую и женскую.

На мужской половине обычно проходили мужские собрания, на которых обсуждались дела охотничьего промысла, общеродовые заботы и интересы. В период беременности женщине запрещалось проходить на мужскую половину дома.

Типичной мебелью дома были столы в виде длинных полок. На них складывали хозяйственный инвентарь, съестные припасы. Столы эти богато орнаментировались резьбой, росписью. Над ними помещали полку с деревянными крюками для подвешивания мягкой рухляди, одежды, рыбьих кож, мехов и других вещей.

Над спинками нар к стенам обычно подвешивали полки, на которых женщины в орнаментированных берестяных коробках хранили свои вещи. Для посуды, кухонной утвари над очагом также имелась специальная полка. Помимо очага для обогрева жилища в центре помещения стоял треножник с подвешенным к нему котлом. В котле постоянно тлели угли, и домочадцы и гости нередко грелись у такой жаровни. Здесь же всегда стоял чайник с чаем и можно было при необходимости испить горячего напитка. Спали, ели, делали работу, принимали гостей на нарах.

До прихода русских дома освещались жаровнями. В каменную или деревянную "плошку" наливался рыбий жир или жир зверей. Фитиль делали из волокон крапивы. В конце XIX в. дома стали освещать керосиновыми лампами. Каждый обитатель дома имел свою постель, состоящую из матраца, подушки, одеяла. Подушка имела цилиндрическую форму, в чехол вкладывался рулон туго свернутой ткани. Чехол богато орнаментировался вышивкой, аппликацией из цветных кусочков ткани, рыбьей кожи. Матрац набивали ватой или шерстью. Одеяло красочно расшивалось вышивкой, аппликацией. Постель на день свертывалась в рулон. Возле своего места домочадцы держали личные вещи. У женщин имелись берестяные коробки с укра-

шениями, рукоделием, трафаретами для узоров. Мужчины в изголовье постели держали охотничьи ножи, а дети игрушки.

Только в культуре нивхов отмечено бытование свайного каркас-но-срубного жилища, которым они пользовались в летний период. Л. И. Шренк считал, что данный тип жилища был необходим нивхам по климатическим условиям. Влажный климат, разливы Амура, морские наводнения на побережье п-ова Сахалин обусловили строительство таких сезонных жилищ.48 Свайный дом имел в длину от 12 до 15 м, в плане прямоугольной формы, строился из бревен (рис. 19). На площадке прямоугольной формы вкапывали два ряда столбов высотой до 2 м. На них клали продольные бревна, на которые делали настил. На настиле сооружалась прямоугольная постройка с двухскатной крышей, состоящая из двух отделений. Первое отделение служило хозяйственной частью для хранения рыбных припасов, домашней утвари. Поднимались в летник при помощи приставной лестницы из одного бревна с зарубками. Лето нивхи предпочитали жить в таких свайных жилищах. Вокруг летника обычно располагались вешалы для вяления рыбы, свайные лабазы для продуктов. Подобно нивхским свайные жилища сезонного характера на летний период имели место в культуре ульчей. Нанайцы свайные постройки (лабазы) использовали в качестве строений хозяйственного назначения. В них хранились припасы, домашняя утварь. Стоит заметить, что свайные постройки жилого и хозяйственного назначения у народов Амура составляют особый пласт их культуры. По мнению Ю. Сема, возникновение этого типа строений относится к глубокой древности и генетически связано с культурными пластами предков тунгусского и палеоазиатского народов Восточной Сибири и Дальнего Востока.49 Однако свайные строения, как известно, отмечены и в культуре угорских народов, а именно у хантов и манси.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒