Экология этнических культур Сибири стр.37

Экология этнических культур Сибири стр.37

Исследователь культуры кетов Е. А. Алексеенко отмечала, что помимо основных жилищ, чума и землянки, у кетов имелись временные, сооружавшиеся семьями на промысловых угодьях.54 К их числу относятся шалаши из прутьев. Их создавали на местах промысла рыбы, на прибрежных песчаных косах. Лодка-илимка с установленным на ней жилищем является культурным феноменом кетского народа. Тандем средства транспортного передвижения и жилища на территории Сибири отмечен только у кетов. По-видимому, оправданно впечатление этнографов, считавших, что внешне илимка с крытым жильем на ней и мачтой напоминала китайский сампан. 55

Основными занятиями долган являлись оленеводство, охота, час-

Алексеенко Е. А. Кеты. С. 103—105. Народы Сибири. М. ; Л„ 1953. С. 693.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 21. Балки. Зимнее жилище на берегу р. Азам. Долганы, нганасаны. 1972 г.

(МАЭ. № 2003-198).

тично и рыболовство. При кочевом образе жизни долганы пользовались в основном коническим чумом, голомо (разновидность чума), и балаганом. Под влиянием русских в XIX в. долганы приобщились к весьма своеобразному типу жилища — нартяному чуму (болбк).16 Оно представляло собой дом на полозьях, каркас которого делался из тонких реек. Остов обтягивался ситцем, сверху теплой покрышкой, сшитой из оленьих шкур и парусины (рис. 21). В доме имелись окна, двери, железная печь. В зависимости от размера семьи жилище имело в длину от 3 до 9 м, в ширину около 2 м. Внутри помещения ставилась дощатая лежанка (кровать) достаточно широкая, чтобы на ней можно было лежать поперек. В больших балках помещались стол, табуреты, полки для посуды. А. А. Попов считал, что этот тип зимнего кочевого жилища у долган является замечательным изобретением для севера. 57 В экстремальных климатических условиях семье не требовалось устанавливать жилище, его удобно было перевозить на оленях, в нем хорошо сохранялось тепло. Детей во время переездов перевозили в теплом доме.

/"Жилище народов Сибири в историческом плане может быть оценено как уникальное, являющееся достижением этносов, обладавших в прошлом (частично ныне) своеобразием своих традиционных культур.

Народам Сибири были присущи самобытные жилища, обусловленные их хозяйственно-культурным типом, средой обитания и взаимосвязанные с ними. Климатические условия, географическая среда, по мнению А. А. Попова, оказывали большое влияние на конструкцию и архитектурные формы жилища. Так, архитектурная форма жилища типа "конический шалаш" (чум) представлена в культуре оленеводов (кочевников), охотников, рыболовов и оседлых скотово-

Болок в одном из значений у В. Даля описан так: "зимняя повозка, крытые сани или кибитка; дорожные сани с болочком, верхом, будкой, беседкой" {Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1. С. ПО).

57 Попов А. А. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган // Сибирский этногр. сборник. М. : Л., 1960. Вып. 1. С. 170.

дов. Истоки, генезис этой формы жилища, скорее всего, могут быть связаны со стадиальными этапами развития.

Конструкция, строительные материалы, эксплуатация жилого пространства, ориентировка, интерьер регламентировались в культурах этнической традицией, отступление от которой допускалось в основном на социальной и адаптационной основе.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒