Экология этнических культур Сибири стр.38

Экология этнических культур Сибири стр.38

Типы конструкции жилищ народов Сибири, представленные в различных формах (полусферические, прямоугольные, конические и др.), пройдя долгий исторический путь бытования в традиционных культурах этих народов, не ушли в прошлое и в конце XX в. При экстремальных ситуациях в наше время, например во время разрушительного землетрясения в Армении и других регионах ближнего зарубежья, использование каркасного жилища, крытого войлоком (юрта), явилось единственным вариантом для проживания пострадавших семей.

На покрытие жилищ в зависимости от хозяйственной деятельности, среды обитания шли различные материалы: береста, шкуры животных, войлок, дерн, кора и др. Способы их добывания, крепления, изготовления основывались на традиционных, народных технологиях, доступных каждому индивиду. Постройка жилища являлась заботой семейно-родственного коллектива, гарантировавшего каждой вновь создаваемой малой семье собственное жилье.

Эксплуатация жилого пространства носила черты жесткого рационализма, межпоколенного опыта обживания. Защита жилища от холода, ветров, снега и т. д. осуществлялась не только изнутри различными типами очага. Происходило это и за счет расположения жилищ в географически благоприятных местах (под горой, с подветренной стороны и т. д.), соответствующих конструктивных приемов — тип крыш, двускатные коридоры перед входом и др. Единое жилое пространство имело строгое деление по половозрастному принципу расположения предметов труда и обихода. Строгая регламентация поведения членов семьи обязывала придерживаться установленного традицией порядка перемещения и нахождения в помещении. В жилище семьи не было хаоса, беспорядка, жизнь шла по строго заведенным правилам, создавая нормальный, бесконфликтный способ проживания.

Этика поведения членов семьи, обычаи гостеприимства позволяли в чумах, ярангах, юртах и других типах жилищ проводить различнее торжества и празднества (рождение ребенка, моление огню, свадьба и т. д.). Традиционное жилище у народов Сибири помимо тривиального имело и сакральное значение. Жилище входило в систему космогонических представлений о мироздании, являясь его составной частью, наделялось связью с верхним и средним мирами.

Традиционные жилища нередко аккумулировали значение храма, молельни, места погребения. В интерьер обязательно входила культовая иконография, скульптура, реквизит, соотносимые по месту расположения с чистым, священным, жизнедающим началом.

Судьба традиционных жилищ в конце XX в. неоднозначна. Многие их типы, особенно у жителей приморской культуры (чукчи, эс-

кимосы) и материковой зоны проживания (юкагиры), Амура, давно и безвозвратно утрачены. Многие народы, в основном угорские, тюркские (Южная Сибирь, Саяно-Алтай), не только возвращают в быт свои традиционные жилища, но и придают им ныне функциональные назначения. В Горной Шории восстанавливаются улусные усадьбы (кезек) для туризма (особенно иностранного). В Республиках Тува, Горный Алтай в юртах размещают рестораны, дома свадеб.

Сохранение древних обычаев, обрядов, промыслов дает основание прогнозировать бытование и возрождение некоторых типов традиционных жилищ народов Сибири в XXI в.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒