Экология этнических культур Сибири стр.4

Экология этнических культур Сибири стр.4

К генетически изолированным палеоазиатским языкам относятся кетский, нивхский и юкагирский.

Юкагиры — древнейшие жители арктической зоны. Еще в XVII в. они занимали территорию Сибири — от нижнего течения р. Лены на западе до верхней и средней части бассейна р. Анадырь на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до отрогов Верхоянского хребта на юге.8 Фольклорные материалы гласят, что юкагиров было столько, сколько звезд в ясную морозную ночь на небе. "Птицы же, пролетавшие над юкагирской землей, становились жел-

Ляпунова Р. Г. Алеуты: Очерки этнической истории. Л., 1987.

7 Меновщиков Г. А. Эскимосско-алеутская языковая общность и ее отношение к другим языкам / / Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973.

8 Гурвич И. С. (в соавт.). Юкагиры: Историко-этногр. очерк. Новосибирск. 1975.

тыми от дыма костров юкагиров". В своем историческом развитии юкагиры подвергались сильному влиянию как южных этнических групп, так и арктических народов Таймыра, Чукотки. Отмечено, что к юкагирам проникли элементы культуры народов Охотского побережья, чукчей, якутов, эвенов и др.

С XVII до конца XX в. произошли существенные изменения в жизни юкагиров, в характере их расселения. В результате миграционных и этнокультурных процессов в конце XIX в. юкагиры были разделены на ряд групп и уже жили в среде иноязычного населения. За этот период численность их сократилась с 4500—5000 до 1400—1500 человек. Но это не помешало им сохранить свою культуру. Основой их жизни была охота. Главным занятием оседлого населения — рыболовство. Оленей и собак широко использовали как транспортные средства. В настоящее время зафиксировано лишь две группы юкагиров. Одна живет на р. Колыме и ее притоках, а другая в тундре, в районе р. Алазеи. В конце XIX в. только две группы юкагиров — верхнеколымские и нижнеколымские — сохраняли свой родной язык. Остальные больше владели языками соседних народов. Многие стали якутоязычным и русскоязычным населением.

Енисейцы, енисейские остяки — так называли в литературе ке-тов сравнительно недавно, до 20-х гг. Согласно историческим данным, предки кетов переселились на Енисейский север из более южных территорий Сибири. В процессе продвижения и оседания предки нынешних кетов вступали в этнокультурные контакты с предками селькупов и хантов. Это обстоятельство оказало влияние на формирование традиционной кетской культуры, в которой прослеживаются черты как южных, так и северных народов.9 Так, в материальной и духовной культуре кетов обнаруживаются элементы культуры, близкие к культуре обских угров, селькупов, а также северных алтайцев, шорцев, таежных хакасов и др. Сложность этнического формирования кетов подтверждают и языковые материалы, в частности наличие диалектов и говоров кетского языка, сближение кетского языка с языком селькупов. В XIX—начале XX в. на кетов уже оказывало сильное влияние русское население Сибири.

Нивхи являются потомками древнего населения Приамурья и Сахалина, занимавшего в прошлом обширную территорию Тихоокеанского севера. Развивались они в контакте с народами, расселенными по соседству на Охотском побережье, в Приамурье и Приморье. Археологические и палеоэтнографические материалы свидетельствуют о том, что в культуре нивхов наблюдается много параллелей с культурой многих народов Тихоокеанского севера и это свидетельствует об их древних этнокультурных связях. К началу XX в. нивхи тесно общались с нанайцами, эвенками, ульчами, ороками, негидальцами, айнами и др. В состав нивхских родов вошли представители соседних народов, в частности ульчей, негидальцев, ороков и др. С середины XIX в. нивхи уже стали контактировать с русскими.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒