Экология этнических культур Сибири стр.40

Экология этнических культур Сибири стр.40

2 Крупник И. И. Традиционный морской промысел азиатских эскимосов: (Размеры, эффективность, нагрузка на промысловые популяции) / / Тихоокеанский науч. конгр. Хабаровск, авг. 1979 г. Секц. 3: Этнокультурные проблемы изучения народов Тихоокеанского региона: Тез. докл. М., 1979. Т. 2. С. 88.

3 Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей М. ; Л., 1965. С. 25.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 1. Зимний подледный лов рыбы. Нивхи. (МАЭ, № 1268-182).

рой нерпы, крылатки — полосатой нерпы, ларги — пестрой нерпы) и лахтака, поскольку именно эти животные, которых добывали в течение всего года, снабжали население свежим мясом, жиром для освещения и отопления, шкурами.

Пожалуй, наибольшее распространение в Северной Сибири получил тип комплексного хозяйства с приоритетным развитием охоты, сочетавшейся с другими отраслями промыслового комплекса и транспортным оленеводством, характерный для северных (курейских) и левобережных (елогуйских, сургутских и др.) кетов, северных и туру-ханских селькупов, эвенков и эвенов (за исключением оседлого населения Охотского побережья и эвенков-скотоводов Южного Забайкалья), хантов и манси, живших в верховьях рек бассейна Оби, сахалинских ороков, лесных ненцев и некоторых других. В основе этого широко распространенного хозяйственно-культурного типа с его многочисленными локальными и этническими вариантами лежит древняя культура пеших охотников (рис. 2) и рыболовов с присущим ей отсутствием выраженной специализации хозяйства. Этот наиболее древний на территории Северной Сибири хозяйственно-культурный тип до наших дней сохранился у южных групп кетов и селькупов, а также у удэгейцев.4 То же можно сказать и о юкагирах, энцах и нганасанах, которые, несмотря на развитие у них производительного

Алексеенко Е. А. Промысловая культура коренного населения Туруханского региона / / Культурные традиции народов Сибири. Л., 1986. С. 57.

Рис. 2. Пеший охотник-селькуп. (МАЭ. № И1177-74).

оленеводства в конце XIX—в начале XX в., были все еще тесно связаны с культурой пеших охотников на дикого оленя.5

В комплексном хозяйстве как пеших, так и оленных охотников и рыболовов ведущее место занимал охотничий промысел. При этом

s Грачева Г. Н. Некоторые черты хозяйственной деятельности народностей севера Средней Сибири в прошлом и настоящем // Там же. С. 111.

Экология этнических культур Сибири

преимущественное значение для внутреннего потребления имела круглогодичная охота на крупных копытных, основными из которых были дикий олень и лось, а в районах Забайкалья изюбр и кабарга. Добыча этих животных обеспечивала население основными продуктами питания, материалом для пошива одежды, покрытия жилищ. Большим подспорьем в питании был промысел водоплавающей и боровой птицы. Рыболовство носило сезонный характер.

За три столетия вхождения Сибири в Российское государство под воздействием российской экономики и при усиливавшемся влиянии торгового капитала элементы рыночных отношений довольно прочно вошли в традиционное хозяйство. Это нарушило существовавшее в традиционном хозяйственном комплексе равновесие между отдельными натуральными областями. Приоритетным направлением становится пушная охота, в условиях натурального хозяйства носившая ограниченный характер. Охота на крупных копытных, сохраняясь для внутреннего употребления как основной источник мясной пищи, отступает на второй план; за счет сезона пушной охоты сокращается время, отведенное для подсобных промыслов. В начале XX в. благополучие многих коренных народов во многом определялось успехами пушного промысла и возможностью обменять пушнину на необходимые в быту товары. Товарное направление охотничьей деятельности стимулировалось необходимостью закупки получившего повсеместное распространение огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, возросшей ролью в рационе питания ряда покупных товаров и некоторыми другими менее существенными факторами.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒