Экология этнических культур Сибири стр.45

Экология этнических культур Сибири стр.45

Промысел крупных копытных животных осуществлялся в форме индивидуальной и коллективной охоты. Основные способы активной индивидуальной охоты — охота скрадом и гоном. При зимней охоте скрадом часто применялся деревянный щиток на полозьях, внешнюю сторону которого для маскировки покрывали слоем снега. В центре щитка имелось отверстие для дула огнестрельного оружия. Прячась за щитком, охотник мог подкрасться к преследуемому животному на достаточно близкое расстояние (рис. 5). Такой способ охоты был распространен у нганасан, долган, эвенков, северных кетов. Эвенки сооружали засады (или помосты) для специальной весенней охоты за пантами. Охота гоном по насту на лыжах, характерная для хантов и

12 Народы Сибири. М.; Л.. 1956. С. 581.

13 Василевич Г. М. Эвенки. С. 90.

14 История и культура ительменов. Л., 1990. С. 45.

Рис. 5. Охота на дикого оленя. Ненцы. (МАЭ, № И1177-131).

манси, удэгейцев и других тунгусоязычных народов Нижнего Амура, кетов, долган, эвенов и эвенков, практиковалась в весенний и осенний периоды. У эвенков весенний промысел оленя и лося гоньбой по насту считался охотой легкой и особенно продуктивной. 15 Долганы загоняли добычу на оленьей нарте.16 Осень была временем активного ружейного промысла. Селькупы, эвенки на Нижней Тунгуске, верхнеколымские юкагиры подстерегали оленей и лосей на водопойных и миграционных тропах, где настораживали на них самострелы (рис. 6). Одним из архаических способов охоты на оленя является охота с прирученным оленем-манщиком, известная нганасанам, долганам, верхнеколымским юкагирам, применялся этот способ иногда и нижнетунгусскими эвенками. Проводилась эта охота осенью, в период гона у диких оленей. Оленя-манщика на длинном ремне выпускали в стадо диких оленей и подманивали их к охотнику или, прячась за манщиком, охотник имел возможность близко подойти к диким оленям. Эвенки, негидальцы, ороки во время гона подманивали изюбра, кабаргу, косулю с помощью звукоподражательного манка. Пассивные способы промысла крупных копытных получили меньшее распространение и сводились главным образом к установке на тропах петель (верхнеленские и амурские эвенки, верхнеколымские юкагиры) и сооружению ловчих ям (кеты, ханты, манси) (рис. 7).

Туров М. Г. Хозяйство эвенков... С. 48. 16 Попов А. А. Охота и рыболовство у долган / / Сб. памяти В. Г. Богораза. М.; Л., 1937. С. 159.

Экология этнических культур Сибири

Рис. 6. Ловушка для изюбря. Орочоны. (МАЭ, № Ш52949).

Экология этнических культур Сибири

Рис. 7. Изгородь и ямы на лося. Эвенки. (МАЭ, № И1470-8).

Экология этнических культур Сибири

Основную часть круглогодичной добычи дикого оленя приносил коллективный промысел: загонные охоты и охота на водных переправах. Эти способы охоты, направленные на получение максимального количества продукции в сравнительно непродолжительное время, особенно характерны для народов арктической зоны.17 Загонная охота на дикого оленя летом и зимой была распространена у нганасан, для чего делались специальные сооружения в виде направляющих аллей, позволявшие собирать стадо животных в нужном для охотников месте. Летом оленей часто загоняли в небольшие озера, зимой облавная охота проводилась на гладком льду. В ясные зимние дни в определенных известных местах практиковалась нганасанами и облавная охота с сетями. 18 Коллективная охота на водных переправах ("поколки", "плави"), приуроченная ко времени весенней и осенней массовой миграции диких оленей, имела огромное значение в хозяйстве нганасан, долган, тундровых и анадырских юкагиров.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒