Экология этнических культур Сибири стр.49

Экология этнических культур Сибири стр.49

31 Народы Дальнего Востока СССР в XVII—XX вв. М., 1985. С. 98.

32 История и культура ительменов. С. 41

33 Смоляк А. В. Традиционное хозяйство... С. 32

34 Там же. С. 37.

Экология этнических культур Сибири

Собирательство. У многих народов существенным подспорьем в хозяйстве был сбор съедобных кореньев и других частей дикоросов, ягод, орехов и т. п. Пожалуй, наибольшее значение растительная пища имела в рационе питания палеоазиатов. Эскимосам, например, было известно более тридцати дикорастущих съедобных растений. Их молодые побеги, листья, цветы, корни служили прекрасной приправой к мясной пище. Некоторые из растений съедались непосредственно после сбора в свежем виде, сырыми, но и, что особенно важно, их умели запасать на зиму в квашеном, сушеном, мороженом виде.

Из морской растительной пищи наибольшей популярностью пользовалась морская капуста. Морские водоросли, а также моллюсков употребляли в пищу и нивхи. Удэгейцы, жившие на юге, на морском побережье, собирали морскую капусту, трепангов, ягоды. Сбор женьшеня в хозяйстве удэгейцев имел сугубо товарное значение. В отличие от окружающего палеоазиатского населения собирательство эвенов было "подножным" и осуществлялось по необходимости не только летом, но и в другие сезоны. Заготовок на зиму они не делали. 35 Такого же рода собирательство было характерно и для эвенков, за исключением ангаро-ленской, забайкальской и верхнеамурской групп, где была распространена заготовка на зиму сараны.36

Оленеводство. Транспортное оленеводство, несмотря на подсобный, в некоторой степени подчиненный характер этой отрасли, было несомненно важной составляющей производственной культуры этноса и имело свое самостоятельное значение. Многообразие известных к XX в. этнических, региональных, локальных вариантов мелкостадного оленеводства значительно затрудняет обобщение этого огромного, зачастую мало исследованного и достаточно пестрого материала.

Нартенное транспортное оленеводство северных кетов, турухан-ских и верхнетазовских селькупов, лесных ненцев, энцев, северных и восточных хантов, северных манси, западных (сымских, тазовских, туруханских) эвенков в целом отличалось следующими особенностями. Средний размер стада был небольшим—10—20 голов, в исключительных случаях до 100 голов. Несколько большие по размеру стада были у эвенков, самые маленькие — у манси на Вахе и Агане. В качестве транспортного средства оленей использовали только зимой для перекочевки семьи в пределах промыслового участка. Разработанного цикла кочевок не было, зимние передвижения определялись главным образом интересами пушного промысла и отчасти подледного рыболовства, учитывалась при этом, конечно, и потребность оленей в корме. Олени практически круглогодично находились на вольном выпасе без присмотра специальных пастухов, в определенные периоды по необходимости применялись приспособления для ограничения подвижности оленей — путы, колодки. Способы содержания оленей в теплое время года близки к эвенкийскому оленеводству в целом. Забота о стаде лежала в основном на женщинах и сводилась к сооружению огородок для содержания важенок и телят в период оте-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒