Экология этнических культур Сибири стр.5

Экология этнических культур Сибири стр.5

Значительная часть нивхов хорошо владела нанайским, ульчским,

9 Алексеенко Е. А. Кеты: Историко-этнографические очерки. Л., 1967.

негидальским, японским и другими языками. Рыболовство было главным занятием нивхов. Важное место занимали морской зверобойный промысел и собаководство. Нивхи известны в литературе и как "рыбье-кожий народ", из-за того что они носили одежду из рыбьей кожи. 10

Огромную часть Западной Сибири и европейскую часть России занимают народы, составляющие угро-самодийскую языковую группу: обско-угорские (хантыйский, мансийский) и самодийские языки (ненецкий, селькупский, нганасанский, энецкий). В понятие обские угры включаются два близкородственных народа — ханты и манси. Ханты живут по Оби, Иртышу и их притокам. Среди хантов выделяются три этнографические группы: северная, восточная и южная. " Манси же расселены главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Когде и др. Основу современной культуры обско-угорских народов составляет культура древнего уральского и пришлого южного скотоводческого населения. Серьезное влияние на культуру обских угров оказали самодийские племена, что продолжалось вплоть до XVII в. Южное происхождение предков обских угров никем из исследователей не оспаривается, остается только проблема места и времени формирования угорского населения.

В XIX в. продолжался процесс смешения различных групп хантов и манси. В этот же период южномансийские и южнохантыйские группы сближались с селькупами и русскими, что в значительной степени привело к утере специфики культуры обских угров.

Этнический состав самодийских народов — ненцев, энцев, нганасан и селькупов также сложен. 12 Большинство исследователей единодушны в том, что в их формировании приняли участие аборигены и южносибирские самодийские группы. Например, ненцы, сформировавшиеся как народ в междуречье Таза и Оби, а также в районе южного Ямала, в XIX в. находились в широких этнокультурных контактах с коми-ижемцами, саами, с северными хантами и манси, с селькупами и энцами. Это во многом способствовало распространению среди них общих элементов культуры оленеводов. Но эти контакты не помешали ненцам к началу XX в. сохранить основные элементы своей материальной и духовной культуры, оленеводство с применением пастушьей собаки, типы легковых и грузовых нарт, конструкцию чума, типы одежды и т. д. в

Близко к ненцам по своей этнической истории и культуре стоят энцы. Согласно исследованиям этнографов, в состав энцев вошли как аборигены, расселенные между Обской губой и водоразделом рек Таз и Пур и самодийскими группами из южных районов Сибири. В процессе этнокультурного развития значительная часть энцев вошла в состав ненцев. Энцы находились в контакте и с эвенками. Процесс

Таксами Ч. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л., 1975. " Соколова 3. П. Социальная организация хантов и манси в XVII—XIX вв. М., 1983- Терешкин Н. И. Очерки диалектов хантыйского языка. М., 1961.

Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.,


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒