Экология этнических культур Сибири стр.50

На вопрос купить мольберты, ответ вы получите здесь.

Экология этнических культур Сибири стр.50

Попова У. Г. Эвены... С. 58—59. Василевич Г. М. Эвенки. С. 89.

Рис. 12. Олений сарай. Кеты. (МАЭ, № И1268-4).

ла и сразу же после него, навесов (иногда сараев) для защиты от солнца и дымокуров от комаров (рис. 12). Иногда практиковалось и объединение стад под присмотром специально выделенных пастухов, что давало возможность большинству трудоспособных членов семей свободно заниматься промысловой деятельностью, в первую очередь рыболовством. Оленеводство эвенков на этом фоне отличалось сохранением тунгусских традиций доения важенок, осеннего забоя небольшой части стада на мясо. У манси оленеводство, по своей ориентации близкое к ненецкому, развивалось там, где была возможность летом перегонять оленей на Урал.37

Различия между двумя типами оленеводства у эвенков, выделенными Г. М. Василевич и условно названными ею "эвенкийским" и "орочонским", к рубежу веков были во многом нивелированы под воздействием развивавшегося пушного промысла. Оленеводческое хозяйство всех групп оленных эвенков Средней Сибири по таким показателям, как размер стада, отношение к оленю и уход за ним, развивалось по направлению к общей стандартной форме.38 Понятие об оптимальном размере стада определялось общей ориентацией хозяйства на интенсивный пушной промысел. Источники XIX—XX вв. от-

37 Алексеенко Е. А.: I) Кеты. С. 65-68; 2) Промысловая культура... С. 60; Лукина Н. В. Культурные традиции... С. 125; Прокофьев Г. И. Остяко-самосды Турухан-ского края // Этнография. 1928. № 2. С. 100.

38 Туров М. Г. Хозяйство эвенков... С. 85.

6 Экология этнических культур

Экология этнических культур Сибири

мечают, что самые малочисленные хозяйства эвенков располагали стадами в 10—15 голов, тогда как у большей части "бродячих" охотников размеры стада составляли в среднем 25—30 голов.39 Возрастание численности стад сняло ограничения использования оленей только под вьюк, более широкое распространение получило свойственное в прошлом только орочонам вьючно-верховое оленеводство. Характер и сезонные особенности промысловой деятельности достаточно гибко сочетались с потребностями оленеводства в передвижении по соответствующим сезонам пастбищам и определяли годовой хозяйственный цикл. Вольный зимний выпас оленей соответствовал условиям оседлого зимнего местообитания охотников. До начала отела кочевание обеспечивало продолжение весенних заготовок пушнины и весенних массовых заготовок мяса копытных во время охоты гоном по насту. Период оседлой жизни весной совпадал со временем отела. С появлением комаров начиналось летнее кочевание, связанное в большой степени с охотой и другими видами промысловой деятельности, при котором оленей удерживали сооружением дымокуров. Со второй половины лета начиналось кочевание в обратном направлении в сторону зимних стойбищ, характер использования оленей определялся потребностями промысла копытных, а затем и начинающимся сезоном пушной охоты. Практиковавшийся в эвенкийском оленеводстве небольшой осенний забой оленей (обычно нескольких старых быков, яловых важенок) можно рассматривать не столько с точки зрения характеристики продуктивного направления оленеводства, сколько как необходимую селекционную работу, направленную на поддержание оптимального количественного и качественного состава стада. 40 Близкий к эвенкийскому тип транспортного оленеводства существовал также в комплексном хозяйстве эвенов и неги-дальцев верхнего течения Амгуни.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒