Экология этнических культур Сибири стр.55

Экология этнических культур Сибири стр.55

иная форма выпаса оленей, которая сохранилась и получила развитие в советское время — выпас животных на огороженных участках с сооружением теневых навесов для защиты от солнца, который ныне широко практикуется в Охотском, Тугуро-Чумиканском и других районах Хабаровского края. 53

В силу специфических экологических условий Таймырского п-ова путь развития хозяйства нганасан и долган сложился по-иному. Войдя в XX в. носителями культурно-хозяйственного типа крупностадного тундрового оленеводства, эти народы сегодня успешно развивают промысловые направления хозяйства, главным из которых ныне является охота на дикого оленя. После установления советской власти из соображений интенсификации домашнего оленеводства и природоохранных мер были запрещены традиционно практикуемые коренным населением загонные охоты и поколки на водных переправах диких оленей. Уже в конце 50-х—60-х гг. разросшаяся таймырская популяция дикого оленя стала мешать развитию домашнего оленеводства. Проведенные исследования выявили необходимость восстановления традиционных способов охоты на дикого оленя. В 1971 г. на территории наиболее массовых миграций оленей был организован крупнейший в стране госпромхоз "Таймырский", ведущей отраслью которого стало промысловое использование растущей популяции дикого оленя, организованное с учетом хозяйственных традиций коренного населения, его промыслового опыта.54

53 Спевакоеский А. Б. Традиционное в современной хозяйственной деятельности коренного населения севера Дальнего Востока // Там же. С. 206—207.

54 Грачева Г. Н. Некоторые черты... С. 97.102—103.

Экология этнических культур Сибири

Оленеводство сегодня — наиболее рентабельная отрасль сельского хозяйства Крайнего Севера. Начавшее свое развитие в середине XVII в. и окончательно сформировавшееся к концу XIX в. крупностадное тундровое оленеводство оказалось явлением культуры настолько идеально адаптированным к условиям арктических тундр, что и современное оленеводческое хозяйство практически в полной мере сохраняет присущие ему народные производственные традиции, а введенные инновации призваны не столько менять его суть, сколько обслуживать на ином техническом уровне уже существующую модель.

Л. Р. Павлинская

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО СИБИРИ. СУДЬБА ТРАДИЦИИ

Искусство, открывающее первую страницу истории человека, являет собой то грандиозное здание, в строительстве которого каждый народ, каждая страна и каждый континент внесли свой собственный неповторимый вклад. Являясь одной из основных форм познания и освоения мира, концентрируя в себе духовный опыт и духовный потенциал человечества, искусство представляет собой тот вечный источник нравственной сути, без обращения к которому невозможно поступательное развитие общества. В предверье XXI в. обращение к мировому искусству, и в частности к искусству народному, стало настоятельной необходимостью, позволяющей надеяться, что новое осмысление тысячелетнего духовного и творческого опыта поможет человечеству войти в следующее столетие нравственно обновленным.

Единство земной цивилизации во всем многообразии и многоликое™ ее этнических и национальных традиций было осознано человеком сравнительно недавно. Эпоха великих географических открытий положила начало объединению народов в единое население планеты. Однако потребовалось еще несколько веков, для того чтобы человечество не только осознало свое биологическое и духовное родство, но и уникальную ценность каждой культуры, ее особый вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Только в XIX в. Европа постигла и признала величие и мощь культур Востока, в начале XX в. полноправными членами цивилизации стали африканские культуры, несколько позднее был оценен вклад в мировую культуру американских индейцев. В конце XX в. на пороге всемирного признания оказалась культура народов Сибири, тот духовный и творческий опыт, который был накоплен народами, населявшими и населяющими этот обширный регион на протяжении многих тысячелетий.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒