Экология этнических культур Сибири стр.56

Экология этнических культур Сибири стр.56

К рубежу веков народы Сибири подошли с колоссальным художественным наследием и огромным творческим опытом, формирование которых происходило на протяжении многих тысячелетий. Однако

анализ этого наследия, оценка его роли в истории мировой культуры в настоящее время только начинаются. Одной из первостепенных задач и в возрождении национальных культур Сибири, и в изучении вклада сибирских народов в развитие земной цивилизации является обобщение и написание истории искусства народов этого региона. Несколькими поколениями отечественных ученых, археологов, этнографов, искусствоведов собран бесценный материал по искусству отдельных народов Сибири, отдельных культур и исторических периодов, 1 но цельной, единой картины истории развития народного искусства не только Сибири в целом, но и каждого из ее современных народов еще не создано. Развитие этого направления в науке является одной из важнейших задач, стоящих перед учеными и обществом накануне XXI в.

Настоящая статья ни в коей мере не преследует цель дать какое-либо обобщение материалов по искусству народов Сибири, тем более подвести какие-либо итоги его развития. Эта задача большого серьезного исследования. Здесь же представляется важным затронуть такую тему, как традиция, и рассмотреть развитие традиции в некоторых видах народного искусства, а также определить ее значение в формировании его национальной (этнической) специфики. Изучение механизмов развития и функционирования традиции, являющейся одной из основных сил, формирующих искусство и культуру, представляется сегодня достаточно актуальным, так как обобщения именно этого исторического опыта особенно не хватает человечеству в предверье XXI в.

Традиционное искусство Сибири XIX в. охватывает практически все сферы жизни человека, будь то хозяйство, быт или обрядово-ри-туальная деятельность. Оно пронизывает всю жизнедеятельность человека, заключая его в особый мир постоянного творчества — делает ли он орудия труда, строит ли жилище, шьет ли одежду, изготовляет ли домашнюю утварь или создает предметы культа. Неразделимость любого вида созидательной деятельности и процесса творчества в традиционных культурах лежит в основе синкретизма народного искусства, что создает определенную трудность при его классификации. Не вдаваясь здесь в проблему морфологии традиционного искусства Сибири XIX в., отмечу, что с точки зрения поставленной задачи, а имен-

Перечислить все работы, в которых содержится материал по искусству народов Сибири даже только XIX в., не представляется возможным, он содержится в большинстве этнографических исследований по культурам Сибири. Остановимся лишь на трудах, посвященных непосредственно народному искусству этого региона: Иванов С. В.: 1) Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX— начала XX в. М.; Л., 1954; 2) Орнамент народов Сибири как исторический источник: (По материалам XIX—начала XX в.)„ М. ; Л.,1963; 3) Скульптура народов севера Сибири XIX—первой половины XX в. Л., 1970; 4) Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. Л., 1979; Горбунков А. Л.: 1) Художественный косторезный промысел на Чукотке // Сов. археология. 1936. № 6; 2) Искусство народов Обского Севера //Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957; Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974; Кочешков Н. В. Декоративно-прикладное искусство монголоязычных народов. М., 1981; Народное искусство Якутии / Автор-сост. М. В. Хабарова. Л., 1981.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒