Экология этнических культур Сибири стр.57

Экология этнических культур Сибири стр.57

но рассмотрения традиции и особенностей ее развития, в нем можно выделить две области, развивающиеся относительно самостоятельно,— это декоративно-прикладное и культовое искусство. В данной статье речь пойдет главным образом о традиции в декоративно-прикладном искусстве, имеющей свой особый характер развития, тесно связанный с формированием национальной специфики культуры.

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири XIX в., вобравшее в себя, условно говоря, профанную сферу жизни и организующее пространство мира людей (жилище, костюм, утварь и т. д.), отражает мировоззрение народа через систему эстетических представлений, воплощенных в пластике формы, структуре композиции, цвете, орнаментальном ритме. При этом именно в эстетических представлениях наиболее четко и зримо аккумулируется этническое сознание народа и именно в декоративно-прикладном искусстве наиболее четко проявляется национальная специфика каждой культуры. Так, по мягким, округлым очертаниям объема уже издали узнается якутская ураса; четкая геометрическая разработка пространства костюма, построенная на сочетании разноцветных прямоугольных полос кожи, абсолютно точно указывает на нганасан; доминирующее сочетание в малице белого, красного и зеленого цветов безошибочно определит ненцев; а сухой геометрический орнамент, построенный на спокойном ритмическом сочетании треугольника, квадрата и ромба,— коряков (рис. 1).

Важнейшую роль в формировании национальной специфики декоративно-прикладного искусства играет технологическая традиция, обусловленная всем развитием материально-хозяйственной основы культуры. Именно материал и техника его обработки во многом определяют стилистический характер произведения искусства, наделяя его неповторимой художественной образностью. Так, один и тот же орнаментальный мотив в вышивке и меховой мозаике, в резьбе по дереву или кости, в металле будет нести в себе свой особый образно-эмоциональный смысл. В то же время каждая этническая культура имеет предрасположение к определенным видам материала, что диктуется не только природно-географическими условиями среды обитания, но и особенностями этнической истории. Что же касается собственно технологии, то она представляет собой одну из самых консервативных традиций культуры, так как именно производственные навыки были одной из главных гарантий выживания человека. Поэтому их освоение и передача следующему поколению в условиях медленного развития техники, характерного для традиционных культур, составляло одно из наиболее ценных достояний этноса, которое не только бережно сохранялось, но и подвергалось жестокой сакрализации, что и обусловливало их этническую замкнутость. Вследствие этого каждая технологическая традиция обладает ярко выраженной этнической направленностью и в сплаве с художественно-образной участвует в создании национальной основы декоративно-прикладного искусства. Более того, именно технологическая традиция наименее подвержена инновациям и в силу этого обеспечивает устойчивость преемственности, в то время как художественно-образное содержание искусства,


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒