Экология этнических культур Сибири стр.58

Экология этнических культур Сибири стр.58

Рис. 1. Меховая одежда (парка). Олений мех. Анадырцы. XIX в. (МАЭ, № 290-1).

тесно связанное с идеологической и социальной сферами культуры, более активно меняет свои формы, отражая любые изменения в миропонимании и мироощущении народа.

Будучи непосредственно связанным с повседневной жизнью человека декоративно-прикладное искусство остро реагирует на любые ее изменения. Оно мобильно настолько, насколько подвержена изменениям жизнь данного этноса. Оно прочно сохраняет глубинные основы древнейших традиций, если не нарушается этногенетическа я пре-

Экология этнических культур Сибири

емственность культур, и охотно вбирает в себя элементы других традиций, если они подкреплены этнокультурными контактами. Отдельные виды декоративно-прикладного искусства легко умирают, если в силу исторических причин меняется жизненный уклад или мировоззрение народа, а стилистические особенности его могут развиваться и под влиянием отдаленных культур, если с ними существуют длительные торговые связи. Наиболее интенсивно заимствование отдельных элементов других художественных традиций происходит в контактных зонах. Поэтому если рассматривать народное искусство обширного региона, как например Сибири, народы которого тесно связаны общими их историческими судьбами, то оно будет представлять конгломерат ярких локальных пятен, интенсивность цвета которых убывает от центра к периферии, переходя на границе с другой культурой в смешанные тона. Ну и, конечно, искусство умирает с гибелью этноса или, что более характерно для истории культуры, прорастает в виде различных форм, сюжетов, приемов в этнически другом искусстве, если носители данной художественной традиции ассимилируются этим этносом. Более того, в живой ткани художественной традиции все эти процессы находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, которые, развиваясь во времени, и формируют национальную основу и специфику культуры.

Однако, несмотря на все превратности этнической истории, основной тенденцией в развитии народного искусства является преемственность традиций, сохраняющая в нем глубинные базисные основы и формирующая его непреходящую духовную и этническую ценность.

В декоративно-прикладном искусстве народов Сибири XIX в. имеются традиции, проходящие сквозь все этнические границы и восходящие к пластам древнейших культур региона. Одной из таких традиций является циркульный орнамент, известный в искусстве почти всех народов. Меняя свой стилистический характер в зависимости от материала и техники нанесения, он оформляет костяные пряслица и табакерки хантов, костяные накладки на луки седла эвенков и эвенов, существует в различных костяных изделиях и вышивке коряков, чукчей и эскимосов, в деревянной и костяной резьбе якутов и художественном металле бурят. Циркульный орнамент, генетически связанный не только с солярной символикой,2 но и более широким кругом представлений о пространстве в целом,3 приходит в искусство народов XIX в. из глубокой древности. Его появление в Сибирском регионе относится к эпохе неолита, ко второй половине III—началу II тысячелетия до н. э. 4 Важным представляется то, что в XIX в. циркульный орнамент в большинстве культур преобладает на изделиях из кости, т. е. в том самом материале, в котором он зарождается в неолитическую эпоху. Эта сюжетно-образная и технологическая пре-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒