Экология этнических культур Сибири стр.59

Экология этнических культур Сибири стр.59

2 Иванов С. В. Орнамент народов Сибири... С. 465—466

3 Топоров В. И. Пространство и текст // Текст : Семантика и структура. М., 1983. С. 259.

4 Иванов С. В. Орнамент народов Сибири... С. 242.

емственность позволяет говорить о сохранении в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири XIX в. генетических истоков культур древнейшего населения региона. Широкое бытование циркульного орнамента в XIX в. свидетельствует о поразительной стойкости художественной традиции, а также раскрывает особенности формирования национальных основ культуры, которые складываются, как показывает материал, на протяжении многих поколений и в отдельных своих элементах оказываются значительно древнее, чем сами носители и создатели данной художественной традиции.

То же самое можно сказать в отношении многих орнаментальных мотивов, в частности геометрических, возникновение которых восходит к первым шагам творческой деятельности человека. Самые ранние памятники относятся к эпохе верхнего палеолита — периоду зарождения искусства и становления художественно-образного мышления, давшего человеку возможность постигнуть вселенную и осознать себя ее органической частью. Важнейшим феноменом палеолитического искусства явилось возникновение монументальных форм — наскальной живописи и рисунка, отразивших уникальный скачок в развитии мировоззрения — выход человека из прагматического мира трудовой деятельности, удовлетворяющей биологические потребности, в мир макрокосма, вызывающего и стимулирующего развитие духа.

Жизнь космоса во времени была в представлении человека неразрывно связана с движением, ритмически повторяющимся и ритмически пульсирующим. Ритм выступал основной мерой в организации пространства и времени, расчленяя их и соединяя в единый пространственно-временной континуум.5 Выражением ритма в пространстве и времени в первую очередь явился орнамент. Сначала простой и робкий, состоящий из параллельных и пересекающихся линий, уже в палеолите он получает мощный внутренний импульс к развитию, заполняя в дальнейшем все жизненное пространство человека (жилище, костюм, утварь, оружие и т. д.), являясь знаком постигнутого и освоенного пространства, символом мира людей. Это внутренняя, скрытая семантика орнамента сохраняется в искусстве на протяжении всей его истории, вплоть до наших дней.

Особенно бурное развитие получает орнамент в эпоху неолита и бронзы, выделяя и оформляя реальный, бытовой мир человека системой знаковой символики и тем самым включая его в космический мир вселенной. Эта важнейшая функция орнамента определила его необходимую устойчивость в культурной традиции, его всеохватывающую роль в народном декоративно-прикладном искусстве.

Отдельные элементы орнамента, такие как квадрат, ромб, треугольник, круг, восходящие к неолитической традиции, известны в искусстве всех народов Сибири.6 Столь же древними являются и более сложные элементы, например различные решетчатые квадраты, широко представленные в искусстве угров и северных алтайцев. К

Топоров В. Н. Пространство и текст. С. 267. 6 Иванов С. В. Орнамент народов Сибири... С. 454.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒