Экология этнических культур Сибири стр.6

Готовые дома из бруса под ключ недорого stroydomtrust.ru.

Экология этнических культур Сибири стр.6

формирования энцев продолжался в XIX и в начале XX в., что вело к изменению состава энцев за счет включения новых этнических групп. В культуре энцев много общего с культурой контактирующих с ними народов. 14 В прошлом энцы, как и соседние с ними ненцы и нганасаны, были кочевыми тундровыми, лесотундровыми охотниками и в меньшей степени рыболовами.

Нганасаны являются аборигенами Таймыра. В их формировании приняли участие "осамоедившееся" палеоазиатское население Северной Азии и пришедшие с юга тунгусы. Образование современного нганасанского народа протекало в течение последних трех веков. Несмотря на сложное происхождение нганасан, антропологи выделяют их из среды арктических народов, как "изоляты" или "полуизоляты", "обособленная популяция" и т. д.15

В конце XIX в. было зафиксировано, что в составе нганасан выделялись две компактные группы — авамская (609 человек) и вадеев-ская (217 человек). Вплоть до XX в. они сохраняли такие виды хозяйственной деятельности, как оленеводство и охота на дикого оленя, многие элементы своей материальной и духовной культуры. У обеих групп" нганасан был одинаковый уклад жизни, который сохранялся и в первой половине XX в.

Селькупы проживают на притоках северного Енисея, на р. Таз и в Томской области. Многие элементы селькупской культуры имеют общие черты с культурой самодийских народов, кетов, хантов и манси, а также некоторых южносибирских народов. Особенно большое сходство наблюдалось в культуре селькупов и хантов. В культуре небольшого по численности народа — селькупов было выявлено до пя-ти-шести этнических компонентов.

В XIX в. замечено сближение северных селькупов с кетами, ненцами, эвенками. Южные же селькупы продолжали контактировать с сибирскими татарами, русскими и др. Такое сложное взаимоотношение селькупов, естественно, наложило отпечаток на содержание их культуры. 16

Основными традиционными занятиями селькупов были охота и рыболовство. У северных селькупов было развито транспортное оленеводство. У них были также ездовые собаки.

Самыми западными северянами являются саамы, издавна проживающие на Кольском п-ове. Современный саамский язык относится к финно-угорской семье языков, но имеет в ней особое положение. Предки Кольских саамов еще в XVII в. занимали большую территорию, включая земли современной Карелии.17 Но уже в конце XIX—начале XX в. саамы населяли лишь небольшую часть Кольского п-ова. Кольские саа-

14 Долгих Б. О. Очерки этнической истории энцев и ненцев. М.. 1970.

13 Попов А. АНганасаны: Социальное устройство и верования. Л.. 1984; Афанасьева Г. Нганасаны: Материальная культура. М.; Л.,1948; Афанасьева Г. М. Нганасаны. М.. 1976. Вып. 1, ч. 1, 2, 3.

16 Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск, 1972.

17 Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов Кольского полуострова конца XIX— начала XX в. М., 1971.

мы в течение длительного исторического периода находились в широких контактах с карелами, финнами, коми-ижемцами, ненцами, а в последние века с русскими. В 1926 г. на Кольском п-ове саамы составляли лишь 0.3 % всего населения и уже жили чересполосно с другими народами, прежде всего с русскими.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒