Экология этнических культур Сибири стр.60

Экология этнических культур Сибири стр.60

Рис. 2. Декоративный воротник и головная повязка. Ткань, бисер. Ханты. XIX в. (МАЭ, № 1965-10 а, б).

более позднему времени, а именно к эпохе бронзы, относят исследователи возникновение в сибирском орнаментальном искусстве таких элементов, как различные крестовидные фигуры, розетки и спирали (рис. 2).7 Однако элементы эти относятся к тем фундаментальным изобразительным символам, присутствие которых в орнаменте свидетельствует не о генетической преемственности культурной традиции, а о едином пути становления художественно-образного мышления человека на всем пространстве планеты.

7 Там же. С. 455.

7 Экология этнических культур

Экология этнических культур Сибири

Совершенно другое значение имеют орнаментальные мотивы (рапорты) и их композиционная организация в пространстве предмета, обусловленные всей совокупностью элементов этнокультурной традиции: формой предмета, материалом, выработанными технологическими и техническими приемами обработки и, конечно, общей системой эстетических представлений. На этом уровне орнамент уже выражает этническую специфику культуры, а на диахроническом срезе — генетическую преемственность культур.

К неолитической традиции восходит основной комплекс орнаментальных мотивов декоративно-прикладного искусства палеоазиатов.8 Это простейший геометрический орнамент, построенный на ритмическом сочетании полос, квадрата, треугольника, циркульный орнамент, а также различные узоры в виде полукруга, овала (рис. 3).

Генетическая связь орнаментального искусства палеоазиатов XIX в. с неолитической традицией особенно явно проявляется в его особом стилистическом характере. Это монохромная цветовая гамма, основанная на использовании только естественных материалов: олений мех (белый и коричневый), мех морских животных, вышивка оленьим волосом, дымленная, а также отбеленная ровдуга. Из красителей главным образом применялась охра. Вышивка цветными нитками и бисер пришли в искусство палеоазиатов сравнительно поздно и использовались достаточно редко, не оказывая существенного влияния на традиционный колорит культуры. Пожалуй, из всех народов Сибири лишь чукчи, коряки и эскимосы сохранили в своем искусстве практически в чистом виде тот естественный природный колорит, который должен был отличать древнейшие культуры северных охотников и который позднее у большинства народов Сибири был в значительной степени обогащен яркими цветами, присущими их южным и западным соседям.

Большую роль в развитии стилистических особенностей орнаментального искусства палеоазиатов сыграла резьба по моржовому и мамонтовому бивню — материалу, доминирующему как в сфере искусства, так и в производственной деятельности. Этот вид искусства в культуре народов Крайнего Северо-Востока на протяжении нескольких тысячелетий занимал ведущее положение. Специфика материала, его текстура и белизна цвета диктовали определенные приемы резьбы, а именно, неглубокое проникновение внутрь поверхности, легкость линий, отсутствие насыщенности и плотности в орнаментальной разработке декора. Тонкое чувство материала, свойственное народным мастерам, подсказывало северным резчикам особое отношение к орнаментации поверхности костяных изделий: они всегда сохраняли естественную природу кости, подчеркивая ее лишь тонкими линиями узора. Эта легкость орнаментальной разработки, спокойное течение ритма, ненавязчивое включение узора в естественную среду материала отразились на всех видах декоративно-при-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒