Экология этнических культур Сибири стр.62

Экология этнических культур Сибири стр.62 Экология этнических культур СибириЭкология этнических культур Сибири

этичности в изобразительном искусстве наблюдаются в различных культурах и в более позднее время, например "скифский звериный" стиль в степях Евразии в эпоху бронзы или кулайское литье в Западной Сибири в эпоху раннего железа.

Важнейшую роль в выявлении формы предмета и окончательной отточенности его пластического решения играла орнаментальная разработка, составляющая ведущую линию в декоративно-прикладном искусстве древнего Берингоморья. Берин-гоморский орнамент столь необычен, обладает столь ярко выраженной самобытностью, что не находит прямых аналогов ни в синхронных с ним культурах, ни в более поздних, хотя к его истокам восходит орнамент алеутов XIX в., используемый ими главным образом в росписи деревянных промысловых шляп, и орнамент северо-западных индейцев, известный по тканным накидкам, а определенное сходство в элементах и принципах композиции прослеживается в древних культурах северной Японии.10

Древнеберингоморский орнамент характеризуется исследователями как кри-волинейно-глазковый, хотя как орнамент он достаточно трудно поддается анализу, не просто выделить его элементы и рапорты. Любая попытка расчленить его на составляющие единицы выявляет лишь набор примитивных элементов — круг, полоска, дуга. И вместе с тем этот набор фигур превращен в беринго-морском искусстве в насыщенный, напряженный узор, охватывающий и как бы вновь моделирующий форму предмета. Это узор, рождающийся в каждом предмете заново, никогда не повторяющий сам себя, что резко отличает его от большинства известных орнаментальных традиций сибирского искусства. По внутренней сущности его можно сравнить с узорами на австралийских чурингах, но содержание последних нам достаточно хорошо известно, а берингоморские орнаментальные узоры пока не читаемы, да и вряд ли когда-либо будут прочтены.

Искусство древнего Берингоморья представляет собой один из величайших взлетов творческой энергии человека. Оно явилось результатом особого откровения, охватившего целиком весь этнос, и это откровение, переживаемое и осознаваемое только этим этносом, невозможно передать другому, оно принадлежит только ему и уходит

Рис. 6. Блок для подтягивания убитого зверя. Моржовый клык. Берингоморская культура. I тыс. до н. э.—I тыс. н. э.

Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья : Эвенский могильник. М.Д975. С. 188.

вместе с ним. Однако энергия, рожденная этим откровением и сконцентрированная процессом творчества, не исчезает бесследно, ее импульсы передаются из поколения в поколение, переходят в другой этнос, сменяющий данный, постепенно аккумулируются и вспыхивают вновь, но уже каким-то совершенно новым художественно-образным видением мира, воплощаются в иных пластических, орнаментальных и цветовых формах. В этом и заключается одна из линий генетической преемственности культур, сменяющих друг друга, но никогда не повторяющих одна другую, какие бы отдельные традиции и элементы они бы не наследовали от своих предшественниц.

Творческий импульс древних арктических охотников на морского зверя породил традицию косторезного искусства Северо-Востока Азии, которая продолжает жить и в наши дни. Унаследовав от древних мастеров сам материал и технику его обработки, а также его чувствование и видение, отдельные образы и орнаментальные элементы, чукотские, корякские и эскимосские резчики XIX в. создали свое собственное, неповторимое искусство, несущее в себе совершенно иное художественно-образное восприятие мира, резко отличающееся от мира древних жителей Берингоморья.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒